Анализ исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетной сферы) Смотрите в этом материале: На законодательном уровне за бюджетными и автономными учреждениями закреплена обязанность по планированию своей деятельности путем составления соответствующего документа - Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). В целях ритмичного исполнения Плана ФХД, контроля над доходами и эффективного расходования денежных средств, результаты достижения (или недостижения) плановых показателей должны быть своевременно проконтролированы уполномоченными структурными подразделениями учреждений и при необходимости приняты соответствующие управленческие решения.
План-фактный анализ исполнения Плана ФХД
Как правило, составлением и мониторингом исполнения Плана ФХД занимаются экономические службы. В своей деятельности для оперативного и грамотного планирования, анализа результатов исполнения планов такие службы должны рассматривать процесс исполнения плановых показателей с разных позиций. За основу следует взять проведение план-фактного анализа. План-фактный анализ представляет собой сравнение плановых и фактических показателей за выбранный период, при этом сравнение осуществляется в необходимых пользователю аналитических разрезах. Аналитика, в рамках которой производится анализ, определяется экономической службой самостоятельно. Такими разрезами укрупнено могут быть: - виды финансового обеспечения (деятельности); - коды бюджетной классификации, соответствующие видам поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), видам выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований) коды КОСГУ. Для более глубокого анализа ФХД учреждения могут внедрять управленческие кодировки, например: - внутриучрежденческие статьи доходов и расходов, движения денежных средств; - центры финансовой ответственности; - договоры (заказы) и пр.
Формирование общего Плана ФХД осуществляется на основе свода более мелких планов доходов и расходов отдельно взятых подразделений учреждения. В случае с крупными учреждениями речь может идти о развитой системе бюджетирования (финансовая структура, бюджетный процесс, операционные планы, разнообразные внутренние бюджеты и пр.). При сопоставлении плановых и фактических показателей рассчитываются абсолютные и относительные отклонения по формулам: Отклонение абсолютное = Факт - План Отклонение относительное = Отклонение абсолютное / План
Целесообразно определить для себя показатели допустимых абсолютных и относительных отклонений. Как вариант, в качестве критерия существенности таких отклонений может быть использован процент исполнения анализируемого показателя, при этом для разных показателей такой критерий может быть различным в зависимости от удельного веса в общей структуре доходов (расходов). Также можно разделить доходы (расходы) на полученные (произведенные) в рамках основной и дополнительной деятельности. Установить такой критерий экономическая служба может либо исходя из фактических показателей предыдущего года, либо - из плановых значений на очередной финансовый год. При этом существенность статьи зависит не только от ее размера, но и от ее экономической сущности. Например, для государственного задания, как наиболее крупной статьи доходов и расходов, такой критерий возможно установить на уровне 10%, для платных услуг, в случае если их удельный вес по сравнению с доходами (расходами) в рамках государственного задания существенно меньше, соответственно, в размере, не превышающем 5 %. ВниманиеПри проведении анализа исполнения Плана ФХД экономическим службам важно уметь пользоваться данными бухгалтерского учета и работать с формами бухгалтерской отчетности. Этапы проведения анализа исполнения учреждением Плана ФХД
Поскольку движение денежных средств в учреждениях осуществляется на ежедневной основе, выписки из лицевого счета учреждения получают регулярно и оперативно, то кассовый метод позволяет максимально быстро оценить "здесь и сейчас" состояние исполнения Плана ФХД. Для того, чтобы провести такой анализ возможно воспользоваться данными Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)).
Шаг 1. Верхнеуровневый анализ полученных доходов и расходов учреждения Начать анализ полученных результатов деятельности возможно с укрупненных показателей, отраженных в Отчете (ф. 0503737). Отчет формируется по кассовому методу в разрезе: - видов финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения (код вида - 2), субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида - 4), субсидии на иные цели (код вида - 5), субсидии на цели осуществления капитальных вложений (код вида - 6), средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида - 7); - по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Как правило, бухгалтерия формирует такой отчет ежеквартально в соответствии со сроками, установленными для сдачи регламентированной отчетности, но на практике для своевременного исключения ошибок, а также для подготовки иных отчетов учредителю (отчет о кассовом исполнении Плана ФХД и т.д.) такой отчет формируется ежемесячно, поэтому частота проведения анализа указанного отчета находится в зависимости от того, как организована деятельность в конкретном учреждении. То есть, при наличии технической возможности и соответствующих требований экономической службы учреждения отчет можно формировать не только ежемесячно, но еженедельно и даже ежедневно. Например, перед заключением крупного контракта на покупку оборудования экономист может сформировать Отчет (ф. 0503737) и проверить достаточность средств по соответствующему элементу вида расходов, чтобы не допустить "перерасхода".
Шаг 2. Детализация укрупненных показателей аналитическими разрезами учреждения В укрупненном виде анализ указанной формы уже содержится в самой табличной части Отчета (ф. 0503737), а также изложен в текстовой части пояснительной записки. Для большей информативности целесообразно указанную форму дополнить конкретными источниками финансирования, используемыми в учреждении, например, отчет по субсидии на выполнение государственного задания расшифровать по видам самого государственного задания. В частности, многопрофильные научные медицинские организации могут здесь отразить средства на государственное задание по медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики; реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; проведению прикладных научных исследований и пр. Поскольку Отчет (ф. 0503737) формируется на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов по соответствующим кодам (структурным составляющим кодов) бюджетной классификации, соответствующих виду поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), виду выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований), доходы и расходы целесообразно расшифровать также по кодам КОСГУ. Разработанные в учреждении методы анализа Отчета (ф. 0503737) помогают контролировать платежеспособность, особенно в условиях ограниченности ресурсов, например, когда в начале года задерживается финансирование на государственное задание, а деятельность ведется непрерывно, и учреждение может рассчитывать на внутреннее заимствование средств от приносящей доход деятельности.
Шаг 3. Проведение анализа полученных доходов В процессе анализа доходов необходимо изучить структуру полученных доходов, провести сопоставление с плановыми показателями (план-фактный анализ), провести оценку структурной динамики и выяснить причины отклонений. В теории экономического анализа различают четыре укрупненных типа изменения структурной динамики. Типы определяются в зависимости от сочетания изменения абсолютных величин доходов и их удельного веса. Данные типы в большей степени актуальны для анализа доходов по методу начисления при сопоставлении предыдущего периода и текущего, однако, возможно применить и для сопоставления плана (базового периода) с фактом в целях анализа кассового исполнения Плана ФХД. Возможно выделить четыре типа изменения структурной динамики: - абсолютная величина доходов и удельный вес в отчетном периоде увеличиваются или не меняются по сравнению с плановым периодом. В этом случае можно говорить о стабилизации видов деятельности; - абсолютная величина доходов в отчетном периоде уменьшается по сравнению с плановым периодом. Удельный вес в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с плановым периодом. Такое сочетание может свидетельствовать о замедлении, уменьшении деловой активности по направлению деятельности; - абсолютная величина доходов в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с плановым периодом. Удельный вес в отчетном периоде уменьшается по сравнению с плановым периодом. Приведенная комбинация говорит о том, что при росте денежной массы, получаемой от данного вида деятельности, наблюдается снижение его удельного веса в общем зачете, поскольку иные доходы растут. - абсолютная величина доходов и удельный вес в отчетном периоде уменьшаются по сравнению с плановым периодом. Удельный вес в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с плановым периодом. Такое может происходить если темп падения доходов по указанному коду больше темпа падения доходов по другим кодам в отчетном периоде по сравнению с плановыми показателями. Или же имеет место падение доходов по анализируемому коду на фоне роста доходов по другим кодам. Безусловно, негативными являются ситуации, когда доходы уменьшаются. В этом случае требуется проводить факторный анализ по каждому коду и предметно выяснять причины. Абсолютное уменьшение доходов по направлению деятельности может происходить при снижении натуральных объемов деятельности (уменьшение объема оказываемых услуг/ работ (выпускаемой продукции)) из-за появления на рынке конкурентов с более выгодными условиями (более дешевая стоимость на аналогичные услуги(работы)).
ПримерВозьмем за основу фрагмент Отчета (ф. 0503737) по приносящей доход деятельности, адаптированный для экономических расчетов. В отчете отражены показатели учреждения за год. Фрагмент дополнен колонками с расчетом удельных весов плановых и фактически достигнутых значений, а также приведен расчет изменений абсолютных показателей и удельных весов. ГАРАНТ:См. Таблицу в редакторе MS-Excel
Очевидно, что в отчетном периоде в целом структура расходов, заложенная при планировании, соблюдена, по всем кодам имеются незначительные отклонения в ту или другую сторону в абсолютных показателях, по кодам 130 и 150 видим отклонения в изменении удельного веса. По коду 120 имеются изменения по второму типу: абсолютная величина уменьшилась, а удельный вес не изменился. Можно сделать вывод о том, что данное направление деятельности пошло на спад, возможно, в конце года один из арендаторов отказался от дальнейшего продления договора аренды. Но не исключена и такая ситуация, при которой арендаторы не рассчитались до конца года и в учете отражена дебиторская задолженность. Не забываем, что Отчет (ф. 0503737) формируется по кассовому методу и в этом случае нужно подключить дополнительные источники информации о финансовом положении учреждения. Если же действительно имеется дебиторская задолженность за декабрь отчетного года, и она равна отклонению абсолютной величины, то беспокоиться не стоит, деятельность ведется на ожидаемом уровне. По коду 130 имеется четвертый тип отклонения, который также следует откорректировать на объем дебиторской задолженности. Если же и с учетом дебиторской задолженности показатели изменения отрицательные, то налицо уменьшение деловой активности по направлению деятельности. Учитывая, что речь идет о платных услугах, то требуется проведение глубокого факторного анализа падения доходов. По коду 150 имеются изменения по второму типу. Очевидно, что также идет уменьшение доходов, но при этом присутствует рост удельного веса данного направления деятельности в структуре. Это может говорить о том, что или имеет место тенденция на уменьшение направления деятельности на фоне снижения доходов по остальным видам деятельности, или же снижение абсолютного показателя связано с разовым частным неисполнением доходного договора в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Шаг 4. Проведение анализа произведенных расходов Расходы анализируются аналогичным образом, что и доходы. На данном этапе также необходимо изучить структуру осуществленных расходов, провести сопоставление с плановыми показателями, провести оценку структурной динамики и выяснить причины отклонений. Типы изменения структурной динамики те же самые, что и при анализе доходов. При этом, проводя анализ кассового исполнения Плана ФХД по расходам на основе Отчета (ф. 0503737) целесообразно раскрыть элементы вида расходов по кодам КОСГУ, иным управленческим статьям при наличии технической возможности.
ПримерВозьмем за основу фрагмент Отчета (ф. 0503737) по субсидии на выполнение государственного задания, адаптированный для экономических расчетов. В отчете отражены показатели учреждения за год. Фрагмент дополнен колонками с расчетом удельных весов плановых и фактически достигнутых значений, а также приведен расчет изменений абсолютных показателей и удельных весов. В данном случае превышения плана по расходам быть не должно, при этом, если составлять такую таблицу на ежемесячной, еженедельной основе, можно вовремя отследить "перерасход" и принять надлежащие меры путем корректировки Плана ФХД. ГАРАНТ:См. Таблицу в редакторе MS-Excel
Из таблицы видно, что ряд расходов изменил свою структуру относительно плановых значений в сторону уменьшения как абсолютных показателей, так и удельного веса, что может быть связано с экономией при проведении конкурсных процедур (310 и 34Х), экономного расходования ресурсов (221, 223, 34Х), изменениями в кадровом составе и как следствие - уменьшением "зарплатных" расходов.
Расходы следует контролировать на более частой основе, чем сроки сдачи регламентированной отчётности, чтобы исключить перерасход по статьям, лучше всего делать такой анализ не реже одного раза в неделю. При проведении анализа расходов особое внимание следует уделить статьям накладных и общехозяйственных расходов, которые изменились больше всего. Например, расходы на утилизацию медицинских отходов выросли на 10% при отсутствии роста объемов оказанных медицинских услуг. В этом случае обязательно нужно установить причины, возможно, сменился поставщик и цена оказываемых услуг стала выше, чем в предыдущем периоде. Возможен рост цен на топливо, что также скажется на росте расходов на ГСМ, при отсутствии увеличения доходов от основной деятельности, от субсидий на выполнение государственного задания. Не исключены также ошибки, допущенные при планировании, что при своевременном выявлении позволит откорректировать План ФХД. Таким образом, в результате проведения план-фактного анализа статей расходов устанавливаются причины каждого отклонения, например: - объективные причины (увеличение цен на основные закупаемые товары); - некачественное планирование; - неритмичность производимых расходов и как результат их несопоставимость с плановыми показателями по периодам. Применяя приведенные несложные инструменты контроля учреждение решает следующие задачи: - определение остатков по статьям доходов и расходов для контроля Плана ФХД; - распределение остатков средств на оставшийся период; - мониторинг нецелевых расходов; - контроль незапланированных платежей (например, приобрели больше материальных запасов, чем планировалось, в этом случае нужно провести анализ остатков по счету 10500 "Материальные запасы", чтобы исключить необоснованное затаривание складов, а также проанализировать причины); - рациональное осуществление расходов согласно не только укрупненным статьям Плана ФХД, но и в соответствии с внутренним более детальным бюджетом доходов и расходов учреждения, в случае если последним таковой ведется.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.