Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Мероприятия смешанного финансирования Смотрите в этом материале: - Оплата вызова бригады скорой помощи для констатации факта смерти на дому; - Медпомощь, предоставляемая несовершеннолетним в образовательной организации; - Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, в. т.ч. экстренная профилактика; Оплата вызова бригады скорой помощи для констатации факта смерти на дому: средства ОМС или нет? ПримечаниеПриведенная аргументация не относится к случаям, когда факт смерти устанавливается в результате открытых уголовных дел, ДТП, на основании решения суда. ФФОМС в письме от 26.04.2024 N 00-10-30-1-06/7101 высказал свою позицию по оплате за счет средств ОМС вызова бригады скорой помощи (далее - бригада СМП) для констатации биологической смерти гражданина: - оплата не оспаривается в случае, если смерть наступила при вызове бригады СМП к пациенту для оказания медицинской помощи с исходом - смерть в присутствии бригады скорой медицинской помощи. Т.е. предполагается, что в момент фиксации вызова пациент был жив, ему требовалась неотложная скорая помощь, но по факту приезда бригады скорой помощи или в момент транспортировки в лечебное учреждение наступила смерть, что и было зафиксировано в карте вызова (см. также письмо ФФОМС от 25.07.2019 N 9052/30-1/и); - в случае же, когда изначально вызов поступает с целью подтверждения факта смерти гражданина, такой случай оплате за счет средств ОМС не подлежит. За счет каких средств медицинская организация должна покрыть расходы бригады СМП во втором случае и должна ли она вообще направлять такую бригаду? К сожалению, законодательство в области здравоохранения четкого ответа не дает. Поэтому, споры между медицинской организацией, направившей бригаду СМП для констатации смерти, и ТФОМС, рассматривающим такую услугу за рамками ОМС, являются регулярными. Рассмотрим всю имеющуюся аргументацию для случаев, когда бригада СМП осуществляет констатацию смерти физического лица на дому. 1. Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержден приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок N 388н). В приказе сказано, что констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях) является одним из поводов для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме (подп. "б" п. 13 Порядка N 388н). Следовательно, в определенных случаях медицинская организация направить бригаду СМП для установления факта смерти обязана. Единственное ограничение - вызов для констатации смерти в часы работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (см. норму подп. "б" п. 13 Порядка N 388н).
2. Вызов для констатации смерти - это вид медицинской помощи, медицинская услуга или "канцелярская процедура"? Медицинская помощь - это комплекс мероприятий (набор конкретных услуг или действий), направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья. Как определено в ст. 66 Закона N 323-ФЗ, моментом смерти человека является: - момент смерти его мозга, который устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент, на основании проводимых определенных клинических исследований; - биологическая смерть, которая устанавливается медицинским работником (врачом или фельдшером) на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений (например, охлаждение, появление характерных пятен, окоченение и т.п.). Порядок определения момента смерти человека утвержден постановлением Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 (далее - Постановление N 950). Таким образом, констатация смерти на дому, т.е. установление биологической смерти, требует от медработников только установления факта смерти по определенным признакам и оформления протокола, а значит не является медицинской помощью. Подобным образом исключается возможность отнесения события по констатации смерти к медицинской услуге. Номенклатура медицинских услуг определена приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н и содержит только указание на мероприятия (проведение экспертизы или комплекс исследований), осуществляемые для диагностики причин смерти: - B01.045.003 Проведение экспертизы (исследования) причины смерти; - B01.045.006 Проведение экспертизы (исследования) причин перинатальной смерти; - B03.003.007 Комплекс исследований для диагностики смерти мозга.
3. Пациент, к которому осуществлен вызов еще застрахован по ОМС или уже нет? Средства ОМС являются страховым обеспечением определенного случая/события (заболевания, травмы, иного состояния здоровья физического лица, профилактического мероприятия), возникшего у застрахованного лица (ст. 3 Закона N 326-ФЗ). Вместе с тем, с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц (см., например, постановления АС Дальневосточного округа от 03.02.2023 N Ф03-6594/22, Шестого ААС от 21.07.2020 N 06АП-1638/20 и от 24.10.2022 N 06АП-5404/22). Следовательно, оплата за счет средств ОМС любого события, наступившего после биологической смерти пациента, является неправомерной. Однако, следует заметить, что по документам, регистрация "биологической смерти" возможна только после того, как работник скорой помощи составит протокол (см. п. 6 Постановления N 950), в котором зафиксирует дату (день, месяц, год) и время наступления смерти. Далее на основании протокола будет оформлена запись акта смерти гражданина (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Таким образом, сам по себе факт вызова бригады скорой медицинской помощи в неотложной форме для констатации факта смерти человека не свидетельствует в полной мере, что гражданин уже являлся "умершим", а значит, уже не застрахованным в системе ОМС.
4. Точка зрения судов. Анализ судебной практики позволяет выделить две основные позиции: - констатация смерти на дому работниками бригады скорой помощи не является случаем, оплачиваемым за счет средств ОМС, т.к. выезд осуществлен к уже незастрахованному лицу и не с целью оказания медицинской помощи/услуги (решение АС Хабаровского края от 02.03.2023 по делу N А73-14578/2022); - предположение на момент фиксации вызова, что реанимационные мероприятия или иная медицинской помощь не будут оказаны лицу, к которому вызвана бригада скорой помощи (т.е. вероятность заполнения только протокола наступления биологической смерти), не является поводом для классификации вызова "безрезультатным" и неподлежащим оплате за счет средств ОМС. Такое событие может рассматриваться судами как "смерть до приезда бригады скорой помощи" (решение АС Вологодской области от 04.04.2022 по делу N А13-15357/2021). На что же обращают внимание суды при вынесении вердикта? На первичную документацию, т.е. на информацию, которая отражена в карте вызова: - например, если в карте содержится информация, что родственниками обнаружено тело без признаков жизни и вызов бригады СМП осуществляется для составления протокола установления смерти, то с большой долей вероятности такой вызов будет признан не соответствующим критериям страхового случая по ОМС (см. решение АС Хабаровского края от 12.08.2022 по делу N А73-9649/2022, вывод которого подтвержден постановлением АС Дальневосточного округа от 03.02.2023 N Ф03-6594/22); - в случае же, когда фиксируется, что у гражданина отмечается нарушение сознания (а именно - без сознания), нарушение дыхания (а именно не дышит) и не указывается, что поводом для вызова является констатация смерти, суд может согласиться с позицией, что состояние гражданина на момент оформления вызова представляло угрозу его жизни (соответствие описанного состояния требованиям подп. "а" и "б" п. 11 Порядка N 388н). И тогда только по прибытию бригады скорой помощи медицинским персоналом могла быть определена необходимость или нецелесообразность проведения реанимационных мероприятий. Такая позиция изложена в решении АС Архангельской области от 29.05.2024 по делу N А05-13192/2023.
5. Позиция ТФОМС. В некоторых регионах позиция ТФОМС, допускающая оплату выезда бригады СМП для констатации смерти пациента за счет средств ОМС, определена Тарифными соглашениями ОМС. Например, нормы Тарифных соглашений на 2024 год: Тюменской области (см. Приложение N 28), Самарской области (см. п. 9.1), Ставропольского края (см. п. 3.6.4), Магаданской области (см. подп. "б" п. 2.7.4). Некоторые же регионы считают рассматриваемые вызовы как безрезультатные, например, подп. 13 п. 3 главы 1 раздела II Тарифного соглашения Мурманской области.
6. Вместо вывода. - ФФОМС, как орган осуществляющий контроль за использованием средств ОМС, обратил внимание, что средства ОМС могут быть использованы только на оплату страхового случая. Поэтому, если в момент фиксации вызова скорой медицинской помощи однозначно исключается вероятность оказания какой-либо медицинской помощи/услуги, то такой вызов для констатации смерти за счет средств ОМС оплачен быть не может; - правоотношения, возникающие между участниками ОМС при реализации Территориальной программы ОМС регулируются в рамках ежегодного Тарифного соглашения субъекта РФ, которое может содержать особенности оплаты выездов бригад скорой помощи, устанавливаемые на территории региона. Учитывая все изложенные нормы и сложившуюся судебную практику, можно рекомендовать следующее правило определения источника оплаты вызова бригады СМП, осуществившей констатацию факта смерти на дому: - за счет средств ОМС оплачивается вызов, если в момент его поступления предполагалось оказание медицинской помощи/услуги (например, проведение реанимационных мероприятий), но смерть наступила до приезда бригады скорой помощи; - за счет средств ОМС оплачивается любой случай констатации смерти на дому (за исключением выезда в часы работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), если такая норма определена Тарифным соглашением ОМС на текущий год. Иные выезды для констатации смерти на дому не подлежат оплате за счет средств ОМС и не включаются в реестр счетов на оплату скорой медицинской помощи вне медицинской организации. Соответственно, расходы (заработная плата, ГСМ и т.п.), связанные с выездом бригады СМП, не включенному в Территориальную программу ОМС, также не подлежат оплате средствами ОМС. Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353, такие расходы компенсируются медицинскому учреждению за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Медицинская помощь, предоставляемая несовершеннолетним в образовательной организации
В соответствии со ст. 41 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ. Часть проводимых мероприятий по охране здоровья обучающихся включена в Программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
1. Какие мероприятия/услуги по охране здоровья, проводимые/оказываемые несовершеннолетним во время их нахождения в образовательной организации, включены в Программу госгарантий (ПГГ)?
2. Кто регулирует порядок и условия оказания медицинской помощи обучающимся (несовершеннолетним) на территории образовательной организации. Вопросы организации оказания медицинской помощи отнесены к ведению органов исполнительной власти в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ). Порядок оказания медицинской помощи и медицинских осмотров, в т.ч. профилактических, определяется Минздравом России, в частности: - приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н "Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях", в части оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации; Условия оказания медицинской помощи и проведения медицинских осмотров устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Примеры нормативных актов "Об утверждении условий оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях", принятые в субъектах РФ (выборочно). - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.12.2017 N 952 - приказ Минздрава Республики Татарстан от 23.01.2018 N 95 "Об условиях оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в общеобразовательных организациях Республики Татарстан" - постановление Администрации Волгоградской области от 25.04.2016 N 189-п - приказ Комитета здравоохранения Волгоградской области, Комитета образования и науки Волгоградской области от 23.05.2016 N 1691/551 "Об утверждении условий оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях Волгоградской области" - распоряжение Правительства Севастополя от 14.07.2015 N 594-РП - приказ Департамента здравоохранения г. Севастополя от 24.08.2015 N 666 "Об утверждении Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях" - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.02.2021 N 44 - постановление Правительства Самарской области от 06.03.2015 N 110 - постановление Правительства Республики Карелия от 13.10.2017 N 352-П - постановление Правительства Нижегородской области от 10.03.2020 N 190 - приказ Минздрава Нижегородской области от 13.10.2020 N 315-916/20П/од "Об утверждении Плана мероприятий "Дорожная карта" по организации лицензирования медицинской деятельности в образовательных и дошкольных образовательных учреждениях" - постановление Правительства Новосибирской области от 06.11.2018 N 459-п - приказ Минздрава Новосибирской области и Минобразования Новосибирской области от 09.08.2019 N 1883/2560 "Об утверждении форм соглашений о сотрудничестве по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся" - приказ Минздрава Новосибирской области от 28.02.2018 N 551 "Об определении перечня медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания" - постановление Правительства Оренбургской области от 28.12.2011 N 1253-п - постановление Правительства Республики Тыва от 01.08.2014 N 370 - постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.07.2019 N 315 - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2018 N 122 - приказ Минздрава Чувашской Республики от 18.02.2019 N 207 "Об утверждении маршрута оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в Чувашской Республике" - постановление Правительства Ямало-Ненецкого АО от 17.06.2016 N 558-П ___________________________________________________________________ - приказ Департамента здравоохранения Брянской области от 21.06.2016 N 506 "Об утверждении условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров... диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" - приказ Минздрава Калужской области от 17.12.2013 N 1321 "О медицинском обеспечении детей, посещающих образовательные учреждения системы образования" - приказ Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2017 N 200 "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях Курской области" - приказ Минздрава Краснодарского края от 16.08.2017 N 3794 "Об организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях" - приказ Минздрава Камчатского края от 09.10.2020 N 21-688 "Об утверждении Условий проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, проведения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, на территории Камчатского края" - приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28.12.2012 N 1526 "О прикреплении государственных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы для медицинского обслуживания за учреждениями государственной системы здравоохранения города Москвы" - приказ Департамента образования г. Москвы, Департамента здравоохранения г. Москвы от 08.07.2014 N 506/623 "О передаче функций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы" - приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента информационных технологий г. Москвы от 04.06.2019 N 387/64-16-225/19 "Об утверждении регламента организации работы медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в государственных образовательных организациях города Москвы" - приказ Минздрава Мурманской области от 20.09.2016 N 569 "Об утверждении Условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров..., ... диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях и Перечня медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях" - приказ Минздрава Республики Мордовия от 30.01.2018 N 85 "Об организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях в Республике Мордовия" - приказ Минздрава Республики Саха (Якутия), Минобрнауки Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 N 01-03/843 "О совершенствовании охраны здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся образовательных организаций Республики Саха (Якутия) - приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югры, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 17.12.2019 N 1551/1675 "О совершенствовании медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - приказ Минздрава Хабаровского края от 19.05.2023 N 6 "Об утверждении условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" - приказ Минздрава Рязанской области от 10.03.2017 N 345 "Об определении медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях"
3. Финансирование медицинской помощи, оказываемой обучающимся в образовательных организациях . Медицинская помощь, оказываемая обучающимся в образовательных организациях, в т.ч. медицинские осмотры и диспансеризация, в полном объеме входит в Программу госгарантий бесплатной медицинской помощи (ПГГ и ТПГГ), поэтому финансирование осуществляется за счет средств соответствующего бюджета или средств ОМС. Смотри, например, ному п. 1 Приложения 1 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2016 N 558-П; или п. 2 Положения..., утв. приказом Минздрава Мурманской области от 20.09.2016 N 569; или п. 8 Положения..., утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.12.2017 N 952. Минздрав в своих разъяснениях по вопросам формирования и экономического обоснования ТПГГ на 2024 год указал, что первичная медико-санитарная помощь, оказываемая несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется за счет средств ОМС в рамках подушевого норматива финансирования в медицинских организациях, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4.1.1 письма Минздрава России от 31.01.2024 N 31-2/И/2-1602). Для получения средств ОМС организация должна быть включена в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (см. ч. 1 ст. 15 Закона N 326-ФЗ). Ранее вопросы оплаты медицинской помощи медицинским учреждениям, оказывающим помощь обучающимся в общеобразовательных организациях, рассматривались в письме ФФОМС от 31.01.2018 N 423/30-4/480.
4. На кого возлагается оказание первичной медико-санитарная помощи обучающимся? ПримечаниеОбщие требования к оказание первичной медико-санитарной в образовательной организации сформулированы в статьей 41 Закона N 273-ФЗ, правила их применения определены в Порядке N 822н, перечень учреждений, непосредственно оказывающих медицинскую помощь - в нормативных актах субъекта РФ. Предоставление требуемого помещения для оказания медицинской помощи на территории образовательной организации является обязанностью образовательной организации на безвозмездной основе (ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ, п. 4 Порядка N 822). В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона N 273-ФЗ первичная медико-санитарная помощь может оказываться обучающимся: - медицинской организацией, - образовательной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (т.е. имеющей медицинскую лицензию).
Первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается непосредственно на территории образовательной организации, в специальном отделении медицинской помощи (п. 5 Порядка N 822). Плановая медицинская помощь - в медицинской организации, к которой прикреплен несовершеннолетний гражданин. Обратите внимание, что нормативными актами регионов могут быть установлены случаи, когда допускается отсутствие в образовательной организации отделения медицинской помощи. Например, если: - территория медицинской организации примыкает к территории, за которой закреплена образовательная организация; - малокомплектные общеобразовательные организации (критерий "малокомплектности" может быть таким: не более 100 человек - для дошкольных образовательных организаций и не более 500 человек для общеобразовательных организаций начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования); - отделение медицинской помощи обучающимся не предусмотрено проектом здания образовательной организации и его создание возможно только путем реконструкции и переустройства помещений. В этом случае на руководителя образовательной организации возлагается обязанность обеспечить вызов бригады скорой медицинской помощи при развитии у обучающихся острых заболеваний, при обострении хронических заболеваний, при несчастных случаях, травмах отравлениях и других состояниях, требующих срочного вмешательства (см., например, п. 5.2. приказа Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югры, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 17.12.2019 N 1551/1675). Примеры нормативных актов, принятых в субъектах РФ. - постановление Правительства Новосибирской области от 06.11.2018 N 459-п - приказ Минздрава Мурманской области от 14.03.2017 N 150 - приказ Департамента здравоохранения Воронежской области от 22.04.2019 N 747 - приказ Минздрава Забайкальского края от 15.05.2017 N 222 - постановление Правительства Тверской области от 07.12.2017 N 409-пп - приказ Минздрава Республики Татарстан от 23.01.2018 N 95 (см. абз. третий п. 3.2) - постановление Правительства Новгородской области от 16.08.2017 N 278 В чьем штате будет состоять медицинский персонал (медицинской или образовательной организации), принимающий участие в оказании экстренной и неотложной первичной медико-санитарной помощи обучающимся несовершеннолетним гражданам, определяется на основе следующих норм, закрепленных в законодательстве соответствующего субъекта РФ: - медицинская помощь несовершеннолетним предоставляется бесплатно, в рамках Программы госгарантий; - возмещение расходов за оказанную медицинскую помощь производится или за счет средств ОМС, или за счет средств бюджета. Также возможно привлечение пожертвований (см., например, п. 8 Положения об условиях оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях Республики Татарстан, утв. постановлением КМ РТ от 07.12.2017 N 952). Возможное "прикрепление" образовательной организации к соответствующей медицинской организации определено нормативным актом субъекта Российской Федерации (см. Примеры нормативных актов, принятых субъектами РФ). В силу перечисленных правил чаще всего субъектом РФ принимается решение о разграничении функций в сфере медицинского обслуживания обучающихся между образовательной организацией и медицинским учреждением государственной системы здравоохранения, осуществляющим амбулаторно- поликлинический прием. Разделение функций можно представить следующим образом (см. Порядок N 822н):
__________________________________ *(1) - Если медицинской лицензией, выданной образовательной организации, предусмотрено выполнение медицинских манипуляций/проведение лечения, сопровождающиеся, в соответствии со стандартами/клиническими рекомендациями, использованием лекарственных препаратов. Например, допустимые препараты, хранящиеся в медицинском кабинете образовательной организации для оказания неотложной медицинской помощи определены Приложением 5 к приказу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югры, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 17.12.2019 N 1551/1675см. *(2) На уровне субъекта РФ может быть установлено "выделение" в штатное расписание образовательной организации должностей медицинского персонала, которые осуществляют проведение санитарно- противоэпидемических и профилактических мероприятий (например, п.1 раздела 3 приказа Минобрнауки Республики Саха (Якутия), Минздрава Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 N 01-03/843). И наоборот, все необходимые медицинские должности определены штатным расписанием медицинского учреждения (например, подп. 1 п. 1 приказа Минздрава Свердловской обл. и Министерства общего и профессионального образования Свердловской обл. от 16.09.2014 N 1178-п/210-д). *(3) Некоторые нормативные акты субъектов РФ определяют, что для учреждений - центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи норматив затрат на оказание государственных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося (воспитанника) могут содержать расходы на некоторые должности медицинского персонала (см., например, раздел "Должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников", утв. постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008).
5. На кого возлагается проведение медицинских осмотров, диспансеризации и вакцинации обучающихся? Медосмотры несовершеннолетних и диспансеризация, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, проводятся: - в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению; - специалистами медицинских учреждений, в соответствии с лицензий; - в кабинетах медицинских учреждений. НО! допустимо проводить медосмотры на территории образовательного учреждения при наличии помещений, соответствующих условиям и требованиям, установленным для проведению осмотров; - на основании поименного списка несовершеннолетних, подлежащих медосмотру/диспансеризации/вакцинации, составленного образовательной организацией; - в соответствии с календарным планом проведения медосмотров/диспансеризации/вакцинации, утвержденного руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации. Условия прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях", принятые в субъектах РФ(выборочно). - приказ Минздрава Алтайского края от 26.07.2022 N 403 - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.02.2021 N 44 - постановление Правительства Нижегородской области от 10.03.2020 N 190 - постановление Правительства Новгородской области от 31.05.2021 N 151 - постановление Правительства Удмуртской Республики от 30.07.2019 N 315 - приказ Минздрава Камчатского края от 09.10.2020 N 21-688 - постановление Минздрава Астраханской области от 29.12.2017 N 0037п - постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30.07.2019 N 213-п
6 Стоматологическая помощь в образовательных организациях.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь несовершеннолетним по профилю "Стоматология" включена в ПГГ/ТПГГ. Стоматологическая помощь осуществляется врачом-стоматологом и может быть оказана в стоматологическом кабинете в образовательной организации (п.п. 7, 17, 18 Порядка N 910н). Правила организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных организациях определены Приложением N 4 к Порядку N 910н, а стандарт оснащения стоматологического кабинета в образовательных организациях - Приложением N 6 к Порядку N 910н. Стоматологический кабинет в образовательных организациях является структурным подразделением медицинской организации (п. 1 Приложения N 4 Порядка N 910н). Разделение полномочий по созданию и функционированию такого кабинета осуществляется следующим образом: - помещение для оказания стоматологической помощи выделяет образовательная организация; - медицинский персонал и оснащение кабинета (оборудование, лекарственные средства, медицинские изделия) предоставляются медицинской организации (п. 5 Приложения N 4 Порядка N 910н). Обратите внимание, что стоматологический кабинет не предусмотрен структурой отделения медицинской помощи, создаваемого в образовательной организации для оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с Порядком N 822 (см. норму п.п. 7 и 8 Приложения N 1 Порядка N 822) и относится к дополнительным видам и объемам медицинской помощи обучающимся (п. 15 Порядка N 822). Однако в регионах может быть рекомендована организация стоматологической помощи несовершеннолетним непосредственно на территории образовательных организаций (см., например, п.п. 2, 5.3 и 5.4 приказа Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югры, Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 17.12.2019 N 1551/1675).
7. Профилактические медосмотров обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Основными мероприятиями, проводимыми с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в образовательных организациях, являются (ст. 53.4 Закона N 3-ФЗ): - социально-психологическое тестирование, которое возлагается на органы и учреждения образования; - профилактические медосмотры, порядок проведения которых устанавливается Минздравом России (Порядок N 581), а условия их проведения определяются органами государственной власти субъектов РФ. Условия проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, принятые в субъектах РФ (выборочно): - приказ Минздрава Республики Карелия от 25.07.2019 N 925 - приказ Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 30.04.2015 N 313 - приказ Минздрава Иркутской области от 18.03.2015 N 18-МПР - приказ Комитета здравоохранения Курской области от 20 06.2017 N 271 - приказ Минздрава Республики Алтай от 29.06.2016 N 127-од - приказ Минздрава Забайкальского края от 13.07.2015 N 401 - постановление Правительства Чеченской Республики от 29.10.2021 N 265 - постановление Правительства Магаданской области от 23 .05.2019 N 363-пп - постановление Правительства Амурской области от 04.12.2019 N 685 - приказ Минздрава Краснодарского края от 13.01.2016 N 70 - постановление Правительства Ставропольского края от 25.05.2016 N 202-п - постановление Правительства Курганской области от 28.07.2015 N 245 - постановление Правительства Сахалинской области от 10.10.2014 N 494 - приказ Минздрава Челябинской области от 29.03.2016 N 494 - приказ Минобрнауки Тыва от 01.03.2021 N 231-д и приказ Минздрава Республики Тыва 12.03.2021 N 232 - приказ Минздрава Приморского края от 24.11.2023 N 18/пр/1822, Минобразования Приморского края от 28.11.2023 N пр. 23а-1586
Проведение профилактических медицинских осмотров предусматривает выполнение работ (оказание услуг) по психиатрии-наркологии и лабораторной диагностике (п. 8 Порядка N 581), которые осуществляют специалисты учреждений здравоохранения. Расходы медицинского учреждения на организацию и проведение таких осмотров компенсируются в рамках Программы государственной гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (п. 2 Порядка N 581). Профилактический медосмотр включает в себя несколько этапов, в том числе медицинский осмотр, проводимый врачом - психиатром-наркологом, и проведение химико-токсикологических исследований (п. 15 Порядка N 581). Следовательно, в рамках профилактического медосмотра медицинская организация оказывает несколько медицинских услуг, например: - прием (осмотр, консультация) врача - психиатра-нарколога (код услуги В01.036.00Х *(1)); - определение психоактивных веществ в моче (код услуги A09.28.055 *(1)). В части финансового обеспечения профилактических медицинских осмотров и обследований лиц, обучающихся в образовательных организациях в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в программах госгарантий прямо установлено, что такие мероприятия осуществляются за счет средств регионального бюджета субъекта РФ (см. раздел V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353, аналогичная норма устанавливается и Территориальных программах госгарантий, принимаемых субъектами РФ). ___________________________________ *(1) Смотрите Номенклатуру медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.
8. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям при организации образовательной организацией летнего лагеря?
Несовершеннолетним во время оздоровления и отдыха в организациях (лагерях) гарантируется оказание медицинской помощи в рамках ПГГ/ТПГГ (п. 5 Порядка N 327н) в виде: - первичной медико-санитарной помощи; - специализированной медицинской помощи; - скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в лагерях с дневным пребыванием при образовательной организации в каникулярное время организуется и оказывается в соответствии с приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (п. 22 Порядка N 327н), т.е. по тому же принципу, что и во время проведения занятий. В случае, если лагерь определен как выездной круглосуточного пребывания, то обеспечение медицинской помощи несовершеннолетним возлагается на организатора лагеря, которым может быть и образовательная организация. В этом случае первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в экстренной форме и неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний оказывается (п.п. 7, 8 Порядка N 327н): - в медицинском пункте, организованном на территории лагеря; - медицинскими работниками, состоящими в штате лагеря, и (или) на основании договора возмездного оказания медицинских услуг, заключенного между организатором лагеря и медицинской организацией: - а в случае необходимости обеспечивается транспортировка несовершеннолетнего в медицинскую организацию.
9. Вместо вывода Медицинская помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания оказывается в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Возмещение расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи, медосмотров, проведения диспансеризации и вакцинации осуществляется за счет средств бюджета или средств ОМС. Конкретный источник финансирования определяется ПГГ/ТПГГ. Ответственность за организацию и обеспечение такой помощи распределена между образовательной и медицинской организациями. Решение о разделении полномочий устанавливают органы государственной власти субъектов РФ (см. Примеры нормативных актов регионов). Анализ сложившейся практики в субъектах РФ позволяет сформулировать следующие основные принципы организации медицинской помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях: - помещение для оказания медицинских услуг и оборудование медицинских кабинетов предоставляет образовательная организация; - непосредственное медицинское обслуживание несовершеннолетних осуществляет медицинский персонал учреждения государственного здравоохранения; - между образовательной организацией и медицинским учреждением оформляется соглашение о сотрудничестве по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся. Форма соглашения может быть регламентирована нормативным актом субъекта РФ. Смотрите, например: приказ Миниобразования Новосибирской области и Минздрава Новосибирской области от 09.08.2019 N 1883/2560, приложение 2 к приказу Минобрнауки Республики Саха (Якутия), Минздрава Республики Саха (Якутия) от 26.04.2022 N 01-03/843; - в случае невозможности предоставления образовательной организацией требуемых помещений медицинская помощь в рамках ПГГ/ТПГГ, в т.ч. неотложная и экстренная, оказывается несовершеннолетним непосредственно в медицинском учреждении. При этом на образовательную организацию возлагается оказание первой помощи и (или) обеспечение вызова бригады скорой медицинской помощи; - не исключается возможность оформления образовательным учреждением самостоятельно лицензии на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по разделу "Сестринское дело в педиатрии" или "Вакцинация (проведению профилактических прививок)". В этом случае должно быть определено взаимодействие среднего медицинского персонала, предусмотренного штатным расписанием образовательной организации с врачебным персоналом медицинского учреждения (например, для назначения лечения несовершеннолетнему или медицинских манипуляций, проведения осмотра перед вакцинацией); - специализированные образовательные учреждения (например, коррекционные школы интернаты для несовершеннолетних с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии), как правило, самостоятельно осуществляют медицинскую помощь/услуги по направлениям ЛФК, массаж, офтальмология/отоларингология/ортопедия, психиатрия, сестринское дело, профилактические прививки и т.п. Однако, в некоторых регионах, например, в городе Москве, и в специализированных образовательных организациях все медицинское обслуживание оказывает персонал медицинских учреждений городской системы здравоохранения; - частная образовательная организация может предоставлять медицинскую помощь несовершеннолетним на тех же условиях, что и государственное образовательное учреждение. Для этого ей необходимо обратиться в органы здравоохранения своего субъекта РФ с целью уточнения установленных правил привлечения медицинских работников: включение их в штат образовательной организации или обслуживание осуществляют работники медицинского учреждения региональной системы здравоохранения. Также, частная образовательная организация может оказывать платные медицинские услуги сверх ПГГ/ТПГГ. Например, услуги массажа по личному желанию несовершеннолетнего или его законного представителя; - образовательная организация разрабатывает и утверждает локальный акт "Положение об организации медицинского обслуживания обучающихся", который содержит все перечисленные особенности.
Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, в. т.ч. экстренная профилактика
Порядок и условия осуществления иммунопрофилактики обеспечивают нормативные акты (п. 1 ст. 8 Закона N 157-ФЗ): - Минздрава России, - Роспотребнадзора (в лице Главного государственного санитарного врача России), - органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (региональные Минздравы, Департаменты здравоохранения, соответствующие Комитеты).
1. Иммунопрофилактика/вакцинация: плановая и экстренная.
Необходимо отметить, что экстренная иммунопрофилактика отдельных инфекционных заболеваний в зависимости от вида заболевания может проводиться как в рамках календарей профилактических прививок, так и вне рамок указанных календарей (см. таблицу).
Наиболее распространенные случаи проведения экстренной иммунопрофилактики
2. Источники финансирования мероприятий по иммунопрофилактике. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 157-ФЗ в области иммунопрофилактики государство гарантирует: - доступность для граждан профилактических прививок; - бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об ОМС. Статьей 6 Закона N 157-ФЗ определено, что проведение профилактических прививок, включенных: - в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации; - в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям являются расходными обязательствами субъектов РФ. В субъектах РФ, расположенных на эндемичных по инфекционным заболеваниям территориях, принимается Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", который содержит особенности проведения вакцинации в регионе, а также уточняет допустимые источники финансирования. Законы "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", принятые в субъектах РФ (выборочно):
Распределение закупки вакцин по источнику финансирования - бюджет.
Закупка вакцин за счет средств федерального бюджета осуществляется централизованно Минздравом России (через ФКУ "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан") в соответствии с "Правилами организации обеспечения ... лекарственными препаратами для иммунопрофилактики, утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2021 N 1688 (см. разд. V ПГГ, ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 157-ФЗ). Закупка вакцин за счет регионального бюджета осуществляется также централизовано. Ответственным за обеспечение медицинских организации необходимыми вакцинами является орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. В каждом субъекте РФ определены свои "Правила организации обеспечения...", которые определяют сроки подачи заявки на необходимое количество вакцин на следующий год, информационное обеспечение подачи заявки, возможность дальнейшей корректировки необходимого годового количества, распределение ответственности за сбор, обеззараживание, хранение и транспортирование медицинских отходов, образующихся при иммунизации.
Порядки организации обеспечения медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС..., иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики инфекционных болезней в целях проведения профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, принятые в субъектах РФ (выборочно): - постановление Правительства Архангельской области от 08.112021 N 621-пп - постановление Правительства Амурской области от 22.02.2024 N 115 - постановление Правительства Ямало-Ненецкого АО от 30.07.2021 N 674-П - постановление Правительства Ярославской области от 30.05.2022 N 410-п - постановление администрации Владимирской области от 23.09.2021 N 612 - постановление Правительства Новосибирской области от 22.11.2022 N 549-п и приказ Минздрава Новосибирской области от 22.03.2023 N 630-НПА - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2022 N 570 и приказ Минздрава Краснодарского края от 16.09.2022 N 4160 - постановление Совета министров Республики Крым от 01.03.2022 N 108
3. Позиция ТФОМС или что определено в Территориальных программах госгарантий и Тарифных соглашениях по ОМС. Анализ Тарифных соглашений по ОМС, принятых в субъектах РФ, позволяет сформулировать общее правило. За счет средств ОМС в рамках иммунопрофилактики разрешено: - проведение медицинского осмотра врачом и, при необходимости, медицинское обследование перед профилактическими прививками; - оказание услуги по вакцинации (шифр услуги В04.14.004); - оказания медицинской помощи при возникновении поствакцинальных осложнений. В некоторых Тарифных соглашениях указано на недопустимость закупки самих вакцин за счет средств ОМС (см. п. 7 раздела II Приложения 1 Тарифного соглашения на 2024 г. Республики Татарстан). А во всех Территориальных программах госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи определена норма, что закупка вакцин осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального или регионального бюджета (в зависимости от наименования вакцины). Мероприятия, связанные с иммунопрофилактикой, предоставляются гражданам бесплатно в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в т.ч.: - за счет средств ОМС оказывается услуга по вакцинации, - за счет средств бюджета (федерального или регионального) осуществляется закупка вакцин. Обратите внимание! Регионы РФ могут уточнить финансирование мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней по эпидемическим показаниям за счет иных источников, не запрещенных законодательством (например, в рамках республиканских целевых программ). 4. О чем "умолчали" нормативные акты. Анализ нормативных правовых актов (в т.ч. региональных) в области иммунопрофилактики инфекционных заболеваний показывает, что финансирование за счет средств бюджета по закупке вакцин определено или для иммунопрофилактики в рамках Национального календаря прививок, или - Календаря по эпидемиологическим показаниям. А вот закупка вакцин для случаев экстренной профилактики инфекционных заболеваний не урегулирована. Считать ли такую вакцинацию запланированной в рамках календарей, например, по наименованию возбудителя инфекционного заболевания, или экстренная вакцинация является самостоятельным направление закупки - информация отсутствует. Для того чтобы определить источник финансирования расходов на приобретение вакцин для проведения экстренной иммунопрофилактики (вне рамок календарей профилактических прививок) проведем разбор ситуации на примере приобретения антирабической вакцины для проведения экстренной вакцинации лиц, подвергшихся укусу животным с подозрением на бешенство (как показывает практика, в т.ч. судебная, этот вопрос встает наиболее остро).
5. Медицинская помощь пострадавшему лицу от укусов животного и проблемы закупки вакцины от бешенства (антирабической вакцины). История вопроса_ Бешенство представляет собой особо опасную вирусную инфекцию, передающуюся, главным образом, через укусы теплокровных животных и проявляющуюся тяжелым поражением центральной нервной системы. Основной мерой для предупреждения заболеваний людей бешенством, подвергшихся укусу животного, является вакцинация. Вакцинация проводится в течение латентного периода после контакта, чтобы предотвратить заболевание (постэкспозиционная профилактика). В данном случае, пострадавшему лицу при обращении в медучреждение независимо от его места жительства должна быть оказана квалифицированная медицинская (антирабическая) помощь в кратчайшие сроки после укуса животным (п. 1772 СанПиН 3.3686-21). Антирабическая помощь включает в себя местную обработку раны и проведение курса иммунизации с использованием антирабического иммуноглобулина и антирабической вакцины (п. 1772 СанПиН 3.3686-21, Инструкция по применению вакцины антирабической .., утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 29.03.2009 N 01-11/34-09). Медицинскую помощь лицам, обратившимся по поводу укусов любым животным, обязаны оказывать все лечебно-профилактические учреждения и направлять пострадавших в травматологический пункт (кабинет), а при его отсутствии в хирургический кабинет или хирургическое отделение больницы для назначения и проведения курса антирабических вакцин (п. 1, 2 Инструкции о порядке работы ЛПУ и центров государственного санитарного эпидемиологического надзора по профилактике заболевания людей бешенством, утв. приказом Минздрава России от 07.10.997 N 297).
Антирабическая помощь пострадавшему лицу от укусов животного должна быть оказана в экстренной форме по жизненным показаниям (п. 1772 СанПиН 3.3686-21). Такая медпомощь ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ БЕСПЛАТНО (ч. 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Антирабическую помощь следует рассматривать как первичную медико-санитарную помощь, включающую в себя комплекс медицинских услуг, таких как: - первичное обращение пациента с лечебной целью, связанное с раневым процессом (осмотр врача, обработка ран, перевязки, лечение, введение антирабического иммуноглобулина и (или) антирабической вакцины): - повторное обращение с профилактической целью при необходимости продления вакцинации (осмотр врача, введение антирабической вакцины). Показания к введению вакцины против бешенства пациенту, пострадавшему от укуса животным, определены приказами Минздрава России от 20.12.2012 N 1093н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при ранах предплечья"; от 20.12.2012 N 1259н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при ранах области голеностопного сустава и стопы"; от 20.12.2012 N 1257н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при открытых ранах плечевого пояса и плеча"; от 30.01.2023 N 31н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при открытой ране запястья и кисти (диагностика и лечение)" и др. В отдельных регионах Тарифными соглашениями в системе ОМС прямо предусмотрены тарифы на оплату медицинской помощи, оказанной в травматологических пунктах, антирабическом центре (см. например, Тарифное соглашение Республики Бурятия), а также по введению антирабической вакцины (см. Тарифное соглашение города Москвы, Тарифное соглашение Пермского края) Таким образом, анализ программ госгарантий, Тарифных соглашений в системе ОМС, позволяет сделать вывод, что оказание антирабической помощи (без учета расходов, связанных с приобретением иммунобиологических лекарственных препаратов) осуществляется медицинскими организациями, работающими в рамках базовой и территориальной программ ОМС за счет средств ОМС (см. например, разд. V Программы госгарантий). Что касается финансового обеспечения расходов на приобретение вакцины против бешенства, отметим следующее. В большинстве Территориальных программ госгарантий и Тарифных соглашений в системе ОМС субъектов РФ не упоминается об источнике финансового обеспечения антирабической вакцины для проведения экстренной иммунопрофилактики. И лишь в некоторых региональных актах предусмотрено, что обеспечение граждан иммунобиологическими препаратами осуществляется бесплатно (за счет средств бюджета субъекта РФ) при оказании первичной медико-санитарной помощи по медицинским показаниям, в т.ч. лицам, пострадавшим от укусов животных с подозрением на бешенство (см, например, постановление Правительства Республики Карелия от 29.12.2023 N 650-П "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", приказ Депздрава Приморского края от 04.07.2019 N 18/пр/675 "О разнарядке на вакцину против бешенства, поступившую за счет средств краевого бюджета"). Вместе с тем, в настоящее время действует ряд документов, разработанных в целях усиления мероприятий, направленных на профилактику бешенства в РФ, предупреждения заболеваний людей этой инфекцией. Так, в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ от 01.02.2012 N 13, от 18.04.2018 N 30 рекомендовано, в частности, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения, принять меры по обеспечению медицинских организаций, оказывающих антирабическую помощь, неснижаемым запасом антирабических иммунологических препаратов. Аналогичные документы разработаны: - Федеральным медико-биологическим агентством (см. приказ от 17.05.2019 N 99 "О совершенствовании мероприятий по предупреждению распространения бешенства и оказанию антирабической помощи населению, подлежащему обслуживанию в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России"). В данном приказе указано, что руководители территориальных органов ФМБА России должны обеспечить наличием необходимого запаса антирабической вакцины и иммуноглобулина (п. 1.7), а главные врачи клинических больниц, директора медицинских центров ФМБА России - принять меры по обеспечению медицинских организаций, неснижаемым запасом антирабических иммунологических препаратов (п. 2.5); - Главными санитарными врачами субъектов РФ. В них также даны рекомендации (или указания) региональным Минздравам (Комитетам, Департаментам по здравоохранению) осуществлять закупку антирабических препаратов в необходимых объемах (см. например п. 5.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Рязанской области от 02.10.2017 N 15, п. 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Московской области от 08.04.2015 N 13). Отметим, что в этих распорядительных документах не указаны конкретные случаи обеспечения антирабическими препаратами (в рамках Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям или оказание антирабической помощи для проведения экстренной иммунопрофилактики). Полагаем, что закупка антирабической вакцины и в том, и в другом случае может осуществляться централизовано исполнительным органом субъекта РФ в области здравоохранения за счет средств бюджета субъекта РФ, с последующим обеспечением медицинских организаций (в т.ч. через уполномоченную в регионе организацию). Однако сложившаяся на сегодняшний день судебная практика свидетельствует о том, что в некоторых субъектах РФ порядок обеспечения медицинских организаций антирабической вакциной в целях экстренной профилактики бешенства либо не урегулирован, либо учреждение не осведомлено о действующем в регионе порядке обеспечения такой вакциной. И в случае, когда медицинские организации самостоятельно приобретают данную вакцину за счет средств ОМС, территориальные фонды ОМС признают это нецелевым расходом. А позиции судов в этом случае различны: - одни (в том числе Верховный суд) придерживаются мнения о том, что приобретенная медучреждением вакцина для проведения экстренной профилактики при обращениях пациентов в рамках первичной медико-санитарной помощи с последующим направлением в травмпункт на долечивание не является нецелевым расходованием средств ОМС (см. определение ВС РФ от 20.05.2024 N 308-ЭС24-5939, постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.01.2024 N Ф08-13973/23). - другие поддерживают ТФОМС и принимают решение о том, что данные расходы за счет средств ОМС правильно квалифицированы как нецелевые (см. решение АС Калининградской области от 24.10.2023 по делу N А21-2960/2023, постановление АС Дальневосточного округа от 10.03.2023 N Ф03-583/23).
Вместо вывода: 1. По нашему мнению, закупка вакцин для экстренной профилактики инфекционных заболеваний может осуществляться аналогично порядку закупки вакцин для иммунизации по эпидемическим показаниям (т.е. централизовано уполномоченным органом за счет средств бюджета субъекта РФ). 2. В части обеспечения иммунобиологическими препаратами для проведения экстренной профилактики инфекционных заболеваний следует руководствоваться порядком, установленным в субъекте РФ. В случае отсутствия такого документа, рекомендуем уточнить в своем ведомстве, за счет каких средств должны приобретаться вакцины, установлен ли в регионе централизованный порядок обеспечения такими препаратами. Не исключаем, что в некоторых регионах порядки обеспечения медицинскими препаратами для проведения экстренной иммунопрофилактики инфекционных заболеваний определены, но отсутствуют в открытом доступе. 3. Если учреждение самостоятельно примет решение закупить вакцины для экстренной профилактики инфекционных заболеваний за счет средств ОМС, с большой вероятностью ему придется отстаивать свою точку зрения в суде.
Исполнение учреждением здравоохранения обязанности по обеспечению пациентов бесплатными медицинскими изделиями
При оказании медицинской помощи у учреждения здравоохранения может возникать обязанность обеспечить пациентов бесплатными медицинскими изделиями. Такое требование определяется: - на законодательном уровне: в рамках выполнения Программы госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи или в случае установленного социального обеспечения некоторых категорий граждан (например, лиц, имеющих инвалидность); - на условиях безвозмездной помощи (благотворительности).
1. Обеспечение по Программе государственной гарантии бесплатной медицинской помощи. В рамках исполнения ежегодной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи у учреждений здравоохранения может возникнуть обязанность обеспечения пациента бесплатными медицинскими изделиями как одноразового, так и длительного использования: - при специализированной, в т.ч. ВМП, медицинской помощи в условиях стационара; - при оказании паллиативной помощи на дому; - реабилитационных мероприятий.
2. Обеспечение по государственной социальной помощи определенной категории граждан. Бесплатное или льготное обеспечение медицинскими изделиями устанавливается в рамках государственной социальной поддержки некоторых категорий граждан: - в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалидам войны; участникам ВОВ; ветеранам боевых действий, инвалидам, детям-инвалидам и иным гражданам в соответствии со статьей 6.1 Закона N 178-ФЗ; - в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
3. Обеспечение в рамках благотворительной деятельности.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.