Обращение с отходами. Смотрите в этом материале: Законодательство в области обращения с отходами Классификация медицинских отходов Классификация отходов производства и потребления Классификация радиоактивных отходов Отходы медицинской организации: надо ли разделять на медицинские и производственные Образование радиоактивных отходов в медицинской организации Как организовать в медицинской организации работу с отходами Законодательство в области обращения с отходами
ОТХОДЫ - вещества или предметы (например, неиспользованные лекарства и вакцины, остатки перевязочных средств, лекарственных и химических жидкостей, изделий или продуктов, иных материальных запасов, сменные запасные части оборудования и т.д.), образовавшиеся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Отходы от производства именуются промышленными, а от потребления - коммунально-бытовыми. По агрегатному состоянию отходы могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПримечаниеВ медицинской организации, в зависимости от вида деятельности, например, оказания медицинской помощи/услуг гражданам, или ведение административно-организационной работы в отрасли Здравоохранение, или проведение экспертиз/оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, могут образовываться: - медицинские отходы; - отходы производства и потребления; - радиоактивные отходы, в т.ч. медицинские радиоактивные отходы. Каждое направление возникновения отходов имеет свою классификацию, требования к накоплению и утилизации отхода, ведение специальной документации и отчетности. Классификации отходов
Классификация отходов - разделение всех отходов по степени их негативного влияния на окружающую среду и человека. Нормативно-правовыми актами закреплены следующие самостоятельные классификации отходов:
Классификация медицинских отходов
Медицинские отходы являются специфическим видом отходов, действие Закона N 89-ФЗ на них не распространяется (письма Минприроды России от 30.04.2015 N 12-50/3268-ОГ, от 04.12.2017 N АА-10-04-32/26588, от 02.11.2020 N 25-47/28897). Отходы, возникаемые при осуществлении организацией медицинской деятельности (это как правило оказание медицинской помощи/услуг в специальных кабинетах/отделениях) регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности санитарными правилами и нормами раздела X "Требования к обращению с отходами" СанПиН 2.1.3684-21.
ВниманиеМедицинские отходы класса "А" являются приближенными по составу к ТКО, но не классифицируются как ТКО. Подробнее об отличиях смотрите здесь. Классификация отходов производства и потребления
ВниманиеТКО - твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц (например, медицинской организации), подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (см. расшифровку кода 7 33 000 00 00 0 "Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным" ФККО, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242).
ТКО организации - это особая группировка отходов, которая включает в себя: - мусор от офисных и бытовых помещений организации, т.е. мусор, который образуется от жизнедеятельности работников организации (как физических лиц); - смет с территории организации; - растительные отходы при уходе за территорией организации. К твердым коммунальным отходам предъявляются особые требования нормирования и правила обращения. Обратите внимание, что в соответствующем перечне ФККО не указан мусор и результат уборки помещений медицинского назначения. Считаем, что это отходы класса А, Б или В, в зависимости от возможного контакта с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 1 - 4 групп патогенности. Классификация радиоактивных отходов
Отходы медицинской организации:
Как уже отмечалось, в соответствии с законодательством "медицинские отходы" не считаются частью общего понятия "отходы производства и потребления". Они самостоятельны. А все ли отходы медицинской организации нужно считать "медицинскими"? Если брать за основу раздел X "Требования к обращению с отходами" СанПиНа 2.1.3684-21, то к медицинским отходам следует относить практически все отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности медицинской организации: мусор и смет улиц; канцелярские принадлежности, мебель и оборудование, утратившие потребительские свойства; остатки материалов, химические жидкости; отходы пищеблока. Но аналогичные отходы определены и перечнем ФККО, а, следовательно, на них должны распространяться нормы Закона N 89-ФЗ. Требования к сбору, хранению и утилизации конкретного отхода (например, ртутьсодержащие предметы), поименованного как в СанПиНе 2.1.3684-21, так и в ФККО, могут отличаться и зависеть от того, как конкретная медицинская организация классифицировала такой отход: как "медицинский" или как "отход производства". К сожалению, законодательно отсутствует норма, указывающая что отходы медицинской организации являются только медицинскими, а Законом N 89-ФЗ не определено какие расходы производства могут образовываться в медицинской организации. Поэтому возникают неурегулированные вопросы и ситуации. Примеры спорных ситуаций
Ситуация N 1 Если эпидемиологически безопасные твердые коммунальные отходы медицинского учреждения, относимые к классу А, близки, но не являются ТКО, то с кем и на каких основаниях заключать договор на утилизацию таких отходов и как их хранить.
Ситуация N 2 Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование следует признавать медицинскими отходами класса Г или отходами производства I (в редких случаях II) класса опасности? И если условия накопления отходов "класса Г" и "I класса опасности" схожи, то по утилизации отходов класса Г (в отношении изделий, содержащих остатки ртути) позиция не урегулирована.
Ситуация N 3 Аналогичные разночтения возникают по отходам - аккумуляторы транспортные и иные батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства; - остатки машинных масел; обтирочный материал, содержащий нефтепродукты; шины, в случае если на балансе медицинского учреждения числятся машины скорой помощи или передвижные комплексы. Считать ли указанные отходы медицинскими класса А или отходами производства II или III класса опасности?
Накопление отходов производства (промышленных отходов), ТКО и медицинских отходов в учетных документах отражают по-разному. Также законодательством предусмотрены разные формы отчетности.
ВЫВОД: - медицинские отходы и отходы производства и потребления - разные области образования отходов, которые регулируются разными нормативными актами; - законодательство однозначно указывает, что при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг образуются медицинские отходы, и никак не определяет - а могут ли образовываться отходы производства и потребления. Кроме того, и в судебной практике не выработан единый подход к определению медицинских отходов, особенно по вопросу отнесения медицинских отходов класса "А" к ТКО. Например: - к отходам класса "А" необходимо применять нормы Закона N 89-ФЗ, т.к. согласно п. 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО. Следовательно, к медицинским отходам класса А, отнесенным по составу и предъявляемым требованиям к обращению к твердым коммунальным отходам, применяются нормы Закона N 89-ФЗ (см. решение АС Челябинской области от 06.05.2021 по делу N А76-32673/2020, оставленное без изменения постановлением АС Уральского округа от 26.01.2022 N Ф09-9239/21); - недопустимо распространять действие Закона N 89-ФЗ в действующей редакции на медицинские отходы класса "А", т.к. к отходам класса "А" предъявляются требования законодательствам в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (см. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ). Кроме того, санитарные правила, предъявляемые к отходам класса "А", разграничивают порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 04.07.2023 N 308-ЭС23-5243).
По нашему мнению, в такой неопределенной ситуации медицинская организация может выбрать одну из двух схем: а) схема 1: разделять отходы на медицинские и отходы производства. В этом случае необходимо: - для немедицинской части отходов разработать проектную документацию (например, нормативы образования таких отходов и лимиты на их размещение); для медицинских отходов - Схему сбора, хранения, перемещения отходов на территории организации, их обеззараживание (обезвреживание) и вывоз; - организовать раздельный учет движения медицинских и немедицинских отходов; - заполнять два вида отчета (форма 2-Медотходы и форма 2-ТП отходы); - заключать договоры на вывоз отходов с региональными (ТКО) и федеральными (ртутьсодержащие отходы) операторами, а также с организациями, занимающимися обеззараживанием и утилизацией медицинских отходов. Пример. Организация разделения отходов в медицинской организации
б) схема 2: считать все отходы медицинскими. В этом случае возможно: - разработать и утвердить Схему сбора, хранения, перемещения отходов на территории организации, их обеззараживание (обезвреживание) и вывоз; - заключить договор только на вывоз медицинских отходов; - вести единый учет медицинских отходов по классам; - предоставлять отчетность только по форме 2-Медотходы. ПримечаниеОт разработанного и утвержденного в организации Порядка обращения с отходами зависят: - правила сбора и хранения отходов на территории организации, - правила заключения договоров со сторонними организациями на вывоз и утилизацию отходов; - составление и сдача отчетности по отходам; - обоснование расходов на организацию сбора, хранения и утилизацию отходов.
Образование радиоактивных отходов в медицинской организации
Радиоактивные отходы, как правило, образуются - в радионуклидных лабораториях; - в иных медицинских отделениях, работающих с изотопами (например, лечение с применением радионуклидных фармацевтических препаратов); - в кабинетах лучевой диагностики (например, при списании аппаратов для рентгенодиагностики, КТ и иных, в составе которых используется ионизированное излучение); - санитарно-гигиенические и иные исследования с использованием изотопов и/или проводящееся на оборудовании, в составе которого присутствует источник ионизирующего излучения.
Как организовать в медицинской организации работу с отходами
ШАГ 1. Провести инвентаризацию отходов Инвентаризация отходов медицинской организации - это процесс по выявлению всех возможных источников образования отходов, определение перечня отходов, разделение выявленных отходов (при необходимости) на медицинские и производственные, а также на классы опасности. Инвентаризацию можно проводить как самостоятельно силами организации, так и с привлечением специализированной организации. Пример Приказа на инвентаризацию отходов ПРИКАЗ [наименование медицинской организации]
О проведении инвентаризации отходов В рамках исполнения требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести инвентаризацию отходов медицинской организации. 2. Включить в обследование, связанное с Инвентаризацией отходов следующие структурные подразделения: [наименование структурных подразделения или мест образования отходов] 3. Назначить ответственными лицами за проведение Инвентаризации отходов: [перечень сотрудников, включенных в рабочую группу]. [В случае привлечения специализированной организации указать наименование организации и реквизиты договора] 4. Срок проведения Инвентаризации отходов определить [дд.мм.гггг начала - дд.мм.гггг окончания]. 5. Ответственным лицам, определенным приказом сформировать для утверждения перечень образующихся видов отходов, подлежащих учету и перечень мест (площадок) накопления отходов. 6. Разработать и представить на утверждение Схему сбора, хранения, перемещения медицинских отходов на территории организации, их обеззараживание (обезвреживание) и вывоз. [В случае выделения в отдельную группу отходов производства и потребления разработать и представить на утверждение нормативы образования таких отходов и лимиты на их размещение, паспорта отходов I - IV классов опасности] 7. Контроль за выполнением данного Приказа возложить на [должность, ФИО]. Пример. Перечень образующихся отходов в медицинской организации и их классификация по классу опасности
В ходе инвентаризации должны быть решены вопросы не только выявления всех возможных отходов в организации, но и определены места временного хранения, описаны процессы накопления, методы обеззараживания и раскрыты возможности для повторного использования отходов. По результатам инвентаризации составляется Акт. Пример Акта на инвентаризацию отходов Акт инвентаризации отходов [наименование медицинской организации]
Инвентаризационная комиссия под председательством [должность, Ф. И. О.] в составе [должность, Ф. И. О. членов комиссии] в соответствии с приказом N [значение] от [число, месяц, год] произвела инвентаризацию отходов за отчетный период с [число, месяц, год] по [число, месяц, год] и составила настоящий акт о нижеследующем:
Члены комиссии: [подпись, фамилия, инициалы] Руководитель организации: [подпись, фамилия, инициалы] [число, месяц, год] ПримечаниеЗаконодательством не определено требование по обязательному проведению инвентаризации отходов. Однако необходимость проведения таких действий упоминается в следующих документах: - п. 8 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028; - пп. 2, 6 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (для отходов производства и потребления) - приказе Ростехнадзора 29.12.2011 N 763 "Об утверждении Положения о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации". Как часто следует проводить инвентаризацию отходов
По нашему мнению, инвентаризацию отходов производства и потребления следует проводить ежегодно. Такое указание содержится в пункте 8 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028. В отношении радиоактивных отходов определена норма плановой инвентаризации - не реже одного раза в 5 лет (п. 8 Положения о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации, утв. приказом Ростехнадзора 29.12.2011 N 763).
ШАГ 2. Разработать Схему обращения с медицинскими отходами в соответствии с требованиями Санитарных правил. Определить ответственных за работу с медицинскими отходами Схема обращения с медицинскими отходами - это документ, утверждаемый главным врачом, в котором содержится следующая информация (п. 168 СанПиНа 2.1.3684-2): - перечень всех образующихся в организации медицинских отходов, с указанием класса отхода и планового годового/месячного количества; - порядок сбора медицинских отходов: где собирается (например, в манипуляционных кабинетах), в какую тару (например, пакеты определенного цвета, закрепленные в контейнеры, установленные в местах образования отхода); - применяемые организацией способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами; - порядок и места хранения медицинских отходов в организации, кратность их вывоза; - потребность организации в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов один раз в смену (не реже одного раза в восемь часов); - порядок действий работников организации при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов; - порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов; - организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами. Для организации сбора, обеззараживания, передачи на вывоз/утилизацию отходов в каждом отделении/кабинете определяется ответственное лицо. В должностной инструкции такого работника указывается его конкретные действия в соответствии с закрепленным за ним этапом схемы обращения с медицинскими отходами. Назначенные ответственные лица предварительно проходят инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами (п. 166 СанПиНа 2.1.3684-2). Чаще всего ответственные лица назначаются медицинские работники (заведующие, старшие медицинские сестра/фельдшер-лаборанты/лаборанты и т.п.).
Пример Приказа на назначение ответственных лиц ПРИКАЗ [наименование медицинской организации]
О назначении ответственных в области обращения с медицинскими отходами. С целью соблюдения требований Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21" приказываю: 1. Назначить [должность, Ф.И.О.] ответственным за: - учет медицинских отходов в [наименование медицинской организации] - предоставление отчета по форме 2-Медотходы; - организацию обучения ответственных лиц за обращение с медицинскими отходами; - контроль исполнения требований Схемы обращения с медицинскими отходами всеми структурными подразделениями. 2. Назначить ответственных за учет медицинских отходов и исполнение Схемы обращения с медицинскими отходами в структурных подразделениях: [наименование подразделения/кабинета] - [должность, Ф.И.О.] 3. Назначить [должность, Ф.И.О.] ответственным за: - контроль чистоты помещения временного хранения медицинских отходов; - контроль накопления отгрузочной партии медицинских отходов; - взаимодействие с организацией по вывозу медицинских отходов. 4. Контроль за исполнением приказа возложить на [должность, Ф.И.О.].
ШАГ 3. Провести паспортизацию отходов производства и потребления. Определить ответственных за работу с отходами производства и потребления
Паспорт отходов I-IV классов опасности (далее паспорт отходов) - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида (как правило код ФККО) и класса опасности, а также содержащий сведения об их составе (п. 1 Порядка паспортизации отходов). На каждый вид отхода нужен свой документ (паспорт). Организация может оформить паспорт самостоятельно или заказать такую услугу у специализированной организации. Паспорт оформляется на основании следующих документов: - документ с перечнем и характеристиками состава отхода (например, оборудование, содержащее черный металл, элементы электроники, драгметаллы; или предмет мебели, изготовленный из пластика); - описание процесса образования отхода (например, технологический процесс, в результате которого образовался отход, или процесс, в результате которого оборудование/инвентарь утратили свои потребительские свойства); - протокол лабораторного анализа, подтверждающий, что отход соответствует заявленному классу опасности. ВниманиеПаспорт отходов не оформляется на: - отходы V класса (они не упоминаются в Порядке паспортизации отходов), в т.ч. ТКО; - на медицинские отходы и радиоактивные отходы (п. 2 Порядка паспортизации отходов).
НО! Для отходов производства и потребления, не являющимися ТКО, V класс опасности следует подтверждать протоколом аккредитованной лаборатории. Обратите внимание, что лабораторные исследования для подтверждения класса опасности отходов производства могут выполняться только в аккредитованной лаборатории. Поэтому, при выборе сторонней организации для разработки и оформления паспортов отходов руководствуйтесь следующим: - проверка на аккредитацию не требуется для работ/услуг по проведению инвентаризации отходов, описанию характеристик отходов, сравнению видов отходов с ФККО и по заполнению итогового документа "Паспорт"; - проверка на аккредитацию обязательна при проведении исследований для подтверждения химического и компонентного состава отхода и класса опасности отхода; - итоговый документ "Паспорт" должен быть утвержден руководителем организации, образовавшей отход.
Форма паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО Типовые формы паспорта для отходов, которые включены в ФККО, и для отходов, которых нет в ФККО, утверждены соответственно приложением 2 и приложением 3 Порядка паспортизации отходов.
Паспорт отходов I-IV классов опасности,
Учитывая, что отходы производства и потребления самостоятельный вид отходов, то по ним также следует определить ответственных. Обратите внимание, что Профессиональными стандартами предусмотрена должность "Работник в области обращения с отходами" (см. приказ Минтруда России от 27.10.2020 N 751н), трудовые функции которой связаны с формированием в организации эффективной системы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления. Пример Приказа о назначении ответственных лиц ПРИКАЗ [наименование медицинской организации]
О назначении ответственных в области обращения с отходами производства и потребления В целях соблюдения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказываю: 1. Назначить [должность, Ф.И.О.] ответственным: - за учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов производства и потребления, а также подготовку сводных данных учета отходов; - за ведение паспортов отходов производства и потребления [наименование медицинской организации];
2. Назначить [должность, Ф.И.О.] ответственным: - за взаимодействие с региональным оператором по вывозу ТКО; - за взаимодействие федеральным экологическим оператором и операторами по вывозу отходов I-II класса опасности - за взаимодействие с организациями, оказывающими услуги в области обращения с отходами III-V классов опасности (операторами по обращению с отходами).
3. Назначить [должность, Ф.И.О.] ответственным: - за ведение журнала учета образования и движения отходов производства и потребления; - за предоставление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы); - за внесение данных об обращении отходов I-II класса опасности в федеральные государственные информационные системы (например, ФГИС "ОПВК"); - за предоставление сведений об образовавшихся и переданных другим лицам отходов в государственные региональные кадастры отходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на [должность, Ф.И.О.].
ШАГ 4. Подготовить места для хранения отходов Для временного хранения/накопления отходов необходимо выделить специальные места. Это могут быть изолированные помещения, площадки для сбора ТКО. При выборе помещения (специальной комнаты) следует учитывать, что оно должно быть обеспечено системой механической вентиляции. Места хранения/накопления отходов следует обеспечить необходимым расходным материалом (например, специальными пакетами для сбора отходов, дезрастворами) и оснастить производственным инвентарем (например, контейнерами, стеллажами) и оборудованием (например, бактерицидными облучателями, холодильным оборудованием). Нужно ли выделять комнату для сбора и временного хранения медицинских отходов?
Да. Комната временного сбора и хранения медотходов нужна в медорганизации по требованиям СанПиН 2.1.3684-21. Медотходы класса А, предварительно собранные в отделениях/кабинетах организации в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора медицинских отходов данного класса, установленные на специальной площадке (в помещении) (п. 170 СанПиНа 2.1.3684-21). Медотходы класса Б, предварительно обеззараженные химическим способом, до их вывоза нужно хранить на оборудованных площадках, имеющих твердое покрытие и навес (п. 178 СанПиНа 2.1.3684-21). Необеззараженные отходы класса Б до вывоза из организации хранят в специальном помещении (п. 177 СанПиНа 2.1.3684-21). Медотходы класса В в закрытых одноразовых емкостях нужно поместить в специальные контейнеры и хранить в помещении для хранения медотходов не более 24-х часов без холодильника или не более 7 суток в холодильнике (п. 188 СанПиНа 2.1.3684-21). Медотходы класса Г хранятся в специально выделенных помещениях (п. 189 СанПиНа 2.1.3684-21).
Как накапливать и утилизировать использованные ртутьсодержащие лампы
1. Определите место для временного накопления ртутьсодержащих ламп, помещение маркируется как "Склад отходов I класса". 2. Отработанные ртутьсодержащие лампы накапливайте в двух металлических герметично закрывающихся контейнерах: для накопления неповреждённых ламп и повреждённых ламп. 3. Склад укомплектуйте демеркуризационным набором, необходим для самостоятельного обезвреживания ртутного загрязнения в случае повреждения или боя лампы. 4. Заключите договор с федеральным оператором, например, с ФГУП "ФЭО".
Как накапливать отходы аккумуляторов?
Аккумуляторы, как самостоятельный вид отхода выделен только в законодательстве об отходах производства и потребления. Если оборудование, содержащее аккумуляторы/батареи, после утраты своих потребительских свойств определяется как "медицинский отход", то требования раздельного учета отходов списанного с учета оборудования не возникает. Является ли это правильным решением или нет? По нашему мнению, в рассматриваемом случае корректнее применить принцип разделение отхода и считать аккумуляторы/батареи самостоятельным видом отхода II класса опасности. Код ФККО может быть определен как элемент группы 4 82 200 00 00 0 "Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств" или группы 9 20 100 00 00 0 "Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств". Хранить аккумуляторы на улице или открытым способом нельзя (п. 219 СанПиНа 2.1.3684-21). Для накопления отходов аккумуляторов используйте надежную закрытую тару (полиэтиленовые мешки, пластиковые пакеты), на поддонах (п. 218 СанПиН 2.1.3684-2). Заключите договор с федеральным оператором на вывоз отходов II класса.
Как накапливать оборудование компьютерное, электронное, электрическое, оптическое, утратившее потребительские свойства?
Очередной выбор перед медицинской организацией: как классифицировать отходы от списания оборудования, утратившего потребительские свойства, как "медицинский отход" или как "отходы производства". И если электронное/электрическое/оптическое оборудование - это в основном оборудование медицинских кабинетов и, поэтому в первую очередь следует рассмотреть опасность от возможного инфицирования 1 -4 группой. То компьютерное оборудование используется как в медицинских, так и в офисных кабинетах. Считаем, что в этом случае, независимо от того в какой области образовался отход: в медицинском или административном кабинете, подход к хранению/накоплению отхода должен быть одинаков: - обязательное обеззараживание, если отход признается медицинским класса Б или В; - требование к хранению и вывозу в соответствии с требованиями раздела V приказа Минприроды России от 11.06.2021 N 399. Медицинская организация обязана передать отходы электронного и электрического оборудования юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы электронного и электрического оборудования", в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов (п. 56 приказа Минприроды России от 11.06.2021 N 399). Законные основания контрагента, с которым заключается договор на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию отходов электроники, определяется следующими документами: - лицензией на право обращения с отходами I - IV классов опасности, в ней должны быть указаны отходы "Оборудование компьютерное, электронное, электрическое, оптическое, утратившее потребительские свойства"; - лицензией на право обращения с отходами цветных и чёрных металлов; - свидетельством или уведомлением о постановке на специальный учёт юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоение ему учётного номера. Утратившее потребительские свойства оборудование, содержащее в своем составе ИИИ, образует дополнительно еще радиоактивный отход. Подробнее об этом виде отхода читайте здесь. К работам по выводу из эксплуатации и утилизации приборов с ИИИ допускается специально подготовленный персонал группы А. Работы по извлечению и демонтажу ИИИ осуществляет организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 5.3 СанПиН 2.6.1.2891-11).
Как накапливать отходы III класса опасности, содержащие нефть или нефтепродукты? Отходы с содержанием нефтепродуктов более 15% относятся к отходам производства и потребления к III классу опасности. В медицинской организации чаще всего это следующие отходы: - отходы минеральных масел: индустриальных, моторных, трансмиссионных, компрессорных, трансформаторных; - обтирочный материал, который загрязнён нефтью или нефтепродуктами на 15% и более; - отработанные фильтры очистки масла автотранспортных средств; - отработанные фильтры очистки топлива автотранспортных средств. Специального требования для накопления отходов III класса опасности не установлено, на следует помнить, что это отходы пожароопасные, а также выделяют загрязняющих веществ в воздух рабочей зоны. Поэтому тара для хранения должна быть соответствующая.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.