Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2009 г. N ВАС-10330/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Маковской А.А.,
судей Моисеевой Е.М. и Поповой Г.Г.
рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Киселева Валерия Анатольевича (ул. Киевская, д. 25/8, п. Горноправдинский; далее - предприниматель) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2008, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 по делу Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5649/2008 по заявлению заместителя Прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Ханты-Мансийск) к Департаменту лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Ханты-Мансийск) о признании недействительным приказа N 643-з от 03.09.2007 "О предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" и к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Ханты-Мансийск) "Ханты-Мансийский лесхоз" о признании незаконными действий, выразившихся в заключении с индивидуальным предпринимателем Киселевым Валерием Анатольевичем договоров аренды лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N 116/07-18, 117/08-18, 118/07-18 от 20.09.2007.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 решение от 22.09.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении норм права.
Предприниматель указывает на то, что законодательством, действовавшим на сентябрь 2007 года, предусматривалось размещение объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств вне полос отвода автомобильных дорог.
Заявитель указывает на ошибочность выводов судов об обязательности проведения аукциона для заключения договоров аренды земельных участков, ссылаясь на пункт 3 статьи 74, статью 45 Лесного кодекса Российской Федерации, допускающих заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог трубопроводов и других линейных объектов, без проведения аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, изучив судебные акты, принятые по делу, материалы дела, не находит названных оснований.
Как следует из материалов дела и заявителем не опровергается, оспариваемым приказом предпринимателю предоставлен в аренду участок в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. На основании данного приказа с предпринимателем были заключены договоры аренды лесного участка в границах земель лесного фонда для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, от 20.09.2007 N 116/07-18, 117/08-18, 118/07-18.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи. Так, без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 43-45 Кодекса.
Согласно статье 45 Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Кодекса для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
Статьей 21 Кодекса установлено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для целей, указанных в этой статье, в частности для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Как указывает заявитель, спорный земельный участок предоставлен ему для строительства автозаправочных станций.
Как следует из Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автозаправочные станции относятся к объектам дорожного сервиса, предназначенным для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Исходя из изложенного, выводы судов, что в данном случае строительство и размещение автозаправочной станции не является деятельностью, предусмотренной статьей 21 Кодекса, и предоставление земельного участка лесного фонда без проведения аукциона неправомерно, являются обоснованными. Судами установлено и заявителем не оспаривается, что в данном случае аукцион не проводился.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче дела N А75-5649/2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2008, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 отказать.
Председательствующий судья |
А.А. Маковская |
Судья |
Е.М. Моисеева |
Судья |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2009 г. N ВАС-10330/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А75-5649/2008
Истец: Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Ханты-Масийского автономного округа-Югры, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский лесхоз"
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Киселёв Валерий Анатольевич