Учет доходов от выполнения работ (кроме строительных) (для госсектора)
Организация госсектора, применяющая общую систему налогообложения, в рамках приносящей доход деятельности выполнила для заказчика работы по созданию автоматизированной системы в защищенном исполнении. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от выполнения работ?
Юридические аспекты
Основной деятельностью государственного (муниципального) учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых это учреждение создано (п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Соответственно, в рамках приносящей доход деятельности государственные (муниципальные) учреждения могут выступать в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе и по государственному (муниципальному) контракту, заключенному с какой-либо организацией госсектора.
Доходы казенного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ).
Доходы бюджетного (автономного) учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п. 1 ст. 703 ГК РФ).
Договор подряда считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
К существенным условиям договора относятся:
- предмет договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ для договора подряда существенным является так же соглашение о начальном и конечном сроках выполнения работ.
В случае если существенные условия в договоре не определены, то договор считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
По общему правилу заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы (п. 1 ст. 711 ГК РФ). Однако договором подряда может быть предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, а так же выплата аванса либо задатка.
Бухгалтерский учет и отчетность
Доходы от выполнения платных работ отражаются по статье КОСГУ (аналитической группе подвида доходов) 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" (п. 4.1.1 раздела II и раздел V Указаний N 65н).
Для учета расчетов по суммам доходов от выполнения платных работ предназначен счет 205 31 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (п.п. 197, 199 Инструкции N 157н).
Доходы от выполнения работ отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н).
При этом в учете отражаются бухгалтерские записи по дебету счета 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" в корреспонденции с кредитом счетов 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг", 0 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н, п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).
Счет 0 401 40 130 используется для учета сумм доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, не относящихся к доходам текущего отчетного периода. Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов работ отражается по дебету счета 0 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 123 Инструкции N 162н, п. 158 Инструкции N 174н, п. 186 Инструкции N 183н).
Особенности отражения доходов от выполнения платных работ в бюджетном учете и отчетности казенных учреждений
Порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения доходов от приносящей доход деятельности зависит от объема полномочий казенного учреждения по администрированию доходов.
В частности, казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может быть наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.
При наделении казенного учреждения полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме в бюджетном учете подлежат отражению операции по начислению доходов, полученных от выполнения работ в рамках договора (контракта), а также их поступлению на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый в ТОФК.
В случае если казенное учреждение наделено только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет поступление доходов в бюджет отражается на лицевом счете администратора кассовых поступлений. При этом в бюджетном учете казенного учреждения отражаются операции по начислению доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности, а также операции по расчетам между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением.
При наличии у казенного учреждения права на осуществление приносящей доход деятельности ожидаемые от такой деятельности доходы подлежат отражению на счетах санкционирования. Операции по отражению прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) и их изменений отражаются по дебету счета 1 504 00 130 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" в корреспонденции с кредитом счета 1 507 00 130 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 150 Инструкции N 162н).
Начисление доходов от выполнения работ, независимо от объема полномочий по администрированию доходов, отражается казенными учреждениями по дебету счета 1 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 130 "Финансовый результат экономического субъекта" или счета 1 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н).
Суммы поступлений доходов от выполнения работ отражаются казенным учреждением, наделенным полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 91 Инструкции N 162н).
Поступление доходов от выполнения платных работ в кассу учреждения отражается по дебету счета 1 201 34 510 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 78 Инструкции N 162н). Кроме того, в порядке, предусмотренном учетной политикой казенного учреждения, поступление в кассу сумм доходов от выполнения платных работ подлежит отражению на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств" (п.п. 365 Инструкции N 157н).
Операции по приему оплаты выполненных работ с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, отражаются по дебету счета 1 201 23 510 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" с одновременным отражением увеличения на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств" (п. 47 Инструкции N 162н).
Расчеты между администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, отражаются на счетах 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
При передаче администратору кассовых поступлений информации о суммах начисленных доходов от выполненных работ в бюджетном учете отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты" в и кредиту счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (п.п. 104, 109 Инструкции N 162н).
При поступлении от администратора кассовых поступлений информации о зачислении соответствующих денежных средств в доход бюджета в бюджетном учете казенного учреждения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 1 205 31 560 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 104 Инструкции N 162н).
В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов бюджета в полном объеме. Поступление доходов от выполнения платных работ казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, отражается в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127), формируемом администратором кассовых поступлений.
В разделе "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) отражаются:
- суммы доходов от выполнения казенным учреждением платных работ, поступившие на лицевой счет администратора доходов, - в графе 5 на основании данных по счету 1 210 02 130;
- суммы доходов от выполнения казенным учреждением платных работ, принятые с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, и не зачисленные на лицевой счет администратора доходов по состоянию на отчетную дату, - в графе 6 на основании аналитических данных по поступлениям, отраженных на забалансовом счете 17.
Доходы, начисленные при выполнении платных работ казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация о которых передана администратору кассовых поступлений, на основании данных по счету 1 304 04 130 подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н).
Отражение доходов от выполнения платных работ в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений
Доходы бюджетного (автономного) учреждения от выполнения работ в рамках приносящей доход деятельности, планируемые к поступлению в текущем (очередном) финансовом году в соответствии с Планом ФХД, отражаются по дебету счета 2 507 00 130 "Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 2 504 00 130 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам от оказания платных услуг" (п.п. 171, 177 Инструкции N 174н, п.п. 197, 203 Инструкции N 183н).
Начисление доходов от выполнения бюджетным (автономным) учреждением работ в рамках приносящей доход деятельности отражается по дебету счета 2 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг") в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 130 "Финансовый результат экономического субъекта" или счета 2 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).
Поступление доходов от выполнения работ в рамках приносящей доход деятельности отражается:
- по дебету счета 2 201 34 000 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" при зачислении денежных средств в кассу учреждения (п. 84 Инструкции N 174н, п. 87 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (п. 72 Инструкции N 174н, п. 72 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 21 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации п. 77 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 23 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при проведении операций по приему оплаты работ с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя работ через платежный терминал, установленный в кассе учреждения (п. 77 Инструкции N 174н, абзац 4 п. 80 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 27 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств (автономного) учреждения (п. 81 Инструкции N 174н, п. 84 Инструкции N 183н).
Поступление на лицевой (банковский) счет или в кассу бюджетного (автономного) учреждения доходов от выполнения платных работ отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств" (п. 365 Инструкции N 157н).
Одновременно с отражением операций по поступлениям сумм выручки от выполнения работ в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений отражаются операции по исполнению плана по доходам: по дебету счета 2 508 10 130 "Получено доходов от оказания платных услуг текущего финансового года" в корреспонденции с кредитом счета 2 507 10 130 "Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг текущего финансового года" (п. 177 Инструкции N 174н, п. 206 Инструкции N 183н).
В соответствии с положениями п. 42 Инструкции N 33н показатели исполнения плановых назначений по доходам учреждения от выполнения платных работ на основании данных по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 2 201 00 000 отражаются в соответствующих графах раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).
В соответствии с положениями п. 55.1 Инструкции N 33н суммы поступлений доходов от оказания платных услуг включаются в показатель строки 050 раздела "Поступления" Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение *(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КДБ 1 507 Х0 130*(2) | КДБ 1 504 Х0 130 | 2 507 Х0 130 | 2 504 Х0 130 | Отражение плановых назначений по доходам |
2 | КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 10 130 | 2 401 10 130 | Начисление доходов за выполненные и сданные заказчикам работы, относящиеся к доходам текущего отчетного периода | |
3 | КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 40 130 | 2 401 40 130 | Начисление доходов за выполненные и сданные заказчикам этапы работы, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода | |
4 | КДБ 1 401 40 130 | КДБ 1 401 10 130 | 2 401 40 130 | 2 401 10 130 | Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов работ |
5 | КИФ 1 201 34 510 Увеличение | КДБ 1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от выполнения работ в кассу учреждения | |
6 | КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление доходов от выполнения работ на лицевой счет в органе казначейства | |
7 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от выполнения работ на счет автономного учреждения, открытый в кредитной организации | |||
8 | КИФ 1 201 23 510 Увеличение | КДБ 1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Прием оплаты выполненных работ с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении | |
9 |
Увеличение (510 КОСГУ) |
Увеличение (610 КОСГУ) | Зачисление на лицевой счет администратора доходов денежных средств, принятых с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении | ||
10 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от выполнения работ в иностранной валюте на счет учреждения в кредитной организации | |||
11 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | Исполнение плана текущего года по доходам, утвержденного сметой доходов и расходов | ||
12 | КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | Передача информации о начисленных суммах выручки от выполнения работ администратору доходов | ||
13 | КДБ 1 303 05 830 | КДБ 1 205 31 660 | Поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета |
__________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) Порядок отражения поступлений денежных средств в кассу получателя бюджетных средств и выплат из кассы на забалансовых счетах 17 и 18, определяется учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Документооборот
Доходы отражаются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации госсектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:
- требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н;
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные госучреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Положениями Приказа N 52н не установлен перечень форм первичных учетных документов, применяемых в качестве основания для отражения организациями госсектора операций по доходам от выполнении работ в рамках приносящей доход деятельности. При разработке собственных бланков "первички" организации госсектора могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
При разработке собственных бланков следует учитывать, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Документом, подтверждающим выполнение и сдачу работ заказчику, является акт сдачи-приемки работ. Применяемую форму акта выполненных работ целесообразно оговорить в договоре.
Рекомендуемый формат Акта приемки-сдачи работ (услуг) утвержден приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@. Формат имеет статус рекомендованного и установлен в целях предоставления налогоплательщикам возможности реализации права на направление по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи первичных документов, формируемых между хозяйствующими субъектами в электронном виде с использованием ЭЦП и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж в соответствии с п.п. 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ. В соответствии с Правилами первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.
Счета-фактуры в книге продаж регистрируются в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) подлежат регистрации в книге продаж во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном Правилами.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта). Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.
Поступление доходов от выполнения работ на лицевой счет (банковский счет) отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:
- из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к;
- из лицевого (банковского) счета бюджетного (автономного) учреждения.
Передача казенным учреждением информации о суммах начисленных доходов от выполнения работ администратору доходов, а так же поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).
Пример акта выполненных работ (кроме строительных)
Налогообложение
НДС
Выполнение работ на территории РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Положениями п. 4 ст. 38 НК РФ установлено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу. Документом, подтверждающим передачу результатов работ, обычно является акт сдачи-приемки работ.
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для бюджетных (автономных) учреждений выполнение работ в рамках приносящей доход деятельности не является исключением для определения налоговой базы по НДС.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При применении метода начисления выручка по договору подряда признается доходом от реализации на дату подписания с заказчиком акта выполненных работ (п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).
При этом в п. 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Согласно ст. 316 НК РФ доход от реализации работ (услуг) с длительным циклом формируется равномерно в течение всего срока договора или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, что должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/4/120).
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления денежных средств в кассу или на счет организации в банке, а также погашение задолженности перед организацией иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Казенное учреждение
Казенному учреждению предоставлено право осуществления приносящей доход деятельности. Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме.
5 октября текущего года в рамках приносящей доход деятельности учреждение выполнило для заказчика работы по созданию автоматизированной системы в защищенном исполнении стоимостью 90 000 руб. По результатам выполнения указанных работ сторонами подписан акт приемки - передачи работ.
10 октября на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый казенному учреждению в ТОФК, зачислены доходы, полученные казенным учреждением за выполненные работы.
В бюджетном учете следует отразить записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
5 октября | |||
КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 10 130 | 90 000,00 | Начислены доходы бюджета (отражена задолженность контрагента перед бюджетом) |
10 октября | |||
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660 | 90 000,00 | На лицевой счет администратора доходов зачислены доходы от выполнения платных работ |
Бюджетное (автономное) учреждение
12 октября текущего года бюджетным (автономным) учреждением заключен договор, предметом которого является выполнение учреждением в рамках приносящей доход деятельности работ по созданию автоматизированной системы в защищенном исполнении. Стоимость выполняемых учреждением работ составляет 177 000 рублей (в том числе НДС 27 000 рублей) Условиями договора предусмотрен аванс в размере 59 000 рублей (в том числе НДС 9 000 рублей).
Согласно условиям договора расчеты осуществляются путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения, открытый в ТОФК.
15 октября сумма аванса зачислена на лицевой счет учреждения.
31 октября по результатам выполнения работ сторонами подписан акт приемки - передачи работ. 3 ноября произведен окончательный расчет - на лицевой счет учреждения зачислены денежные средства в сумме 150 000 рублей.
В бухгалтерском учете следует отразить записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
15 октября | |||||
2 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 560 | 2 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 000 | 59 000, 00 | Поступил аванс, предусмотренный договором |
2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 59 000, 00 | Отражено поступление финобеспечения в виде доходов от выполнения работ (в размере авансового платежа) |
2 210 11 560 | 2 303 04 730 | 2 210 11 000 | 2 303 04 000 | 9 000, 00 | Начислен НДС с полученной предоплаты |
31 октября | |||||
2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 2 205 31 000 | 2 401 10 130 | 177 000, 00 | Начислены доход от выполнения платных работ |
2 401 10 130 | 2 303 04 730 | 2 401 10 130 | 2 303 04 000 | 27 000, 00 | Начислен НДС с выручки |
2 303 04 830 | 2 210 11 660 | 2 303 04 000 | 2 210 11 000 | 9 000, 00 | Принят к вычету НДС, начисленный ранее с полученной предоплаты |
3 ноября | |||||
2 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 560 | 2 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 000 | 118 000, 00 | Заказчиком произведен окончательный расчет |
2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 118 000, 00 | Отражено поступление финобеспечения в виде доходов от выполнения работ |
Учет доходов от выполнения работ (кроме строительных) (для госсектора)
Организация госсектора, применяющая общую систему налогообложения, в рамках приносящей доход деятельности выполнила для заказчика работы по созданию автоматизированной системы в защищенном исполнении. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от выполнения работ?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.