Учет передачи основных средств между головным учреждением и филиалом (для госсектора)
Обособленным подразделением (филиалом), выделенным на отдельный баланс, получены основные средства от головного учреждения. Как отразить поступление основного средства в бухгалтерском и налоговом учете головного учреждения и обособленного подразделения (филиала)?
Юридические аспекты
У юридического лица может возникнуть необходимость осуществления деятельности вне своего места нахождения, определенного учредительными документами. Для данных нужд создаются обособленные подразделения. Они могут располагаться как в одном и том же с юридическим лицом населенном пункте (муниципальном образовании), так и за его пределами.
Законодательно закреплены формы обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Сведения о филиалах должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (абзац третий п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Филиал может осуществлять все функции юридического лица. При этом сам филиал юридическим лицом не является (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (абзац второй п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Вся ответственность за деятельность филиала возлагается на головную организацию (юридическое лицо). Положение о филиале организации госсектора является основным документом, определяющим его цели, задачи и сферу деятельности.
В процессе деятельности филиала имущество может приобретаться как головным учреждением с дальнейшим перераспределением его между обособленными подразделениями (филиалами), так и непосредственно самими филиалами в соответствии с делегированными им полномочиями.
Независимо от того, кем приобреталось имущество (головным учреждением или филиалом), право оперативного управления на него принадлежит учреждению в целом.
Бухгалтерский учет
Учет расчетов между головным учреждением и его структурными подразделениями (филиалами) осуществляется с использованием счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н). Аналитические счета применяются в разрезе кодов КОСГУ.
Получение объектов основных средств в рамках расчетов между головным учреждением и его обособленным подразделением (филиалом) отражается также с использованием счета 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Передача (получение) объекта основных средств в рамках внутриведомственных расчетов осуществляется по балансовой (фактической) стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы ранее начисленной амортизации на объект нефинансового актива (п. 29 Инструкции N 157н).
При этом необходимо учитывать, что передача объекта основных средств между головным учреждением и его филиалами является передачей внутри одного юридического лица. Соответственно из учреждения основное средство не выбывает, а изменяется его позиция в учете.
При перемещении не изменяется ни первоначальная стоимость объекта, ни срок его полезного использования, ни аналитический счет учета.
То есть в сводном балансе объект как числился на соответствующем аналитическом счете счета 101 00 "Основные средства", так и продолжает числиться.
Амортизация по поступившему в филиал от головного учреждения основному средству продолжает начисляться в установленном порядке.
Следует учитывать, что перечень особо ценного движимого имущества бюджетного (автономного) учреждения утверждается органами власти (местного самоуправления) в рамках своих полномочий, определяемых согласно Постановлению N 538. При этом перечень утверждается в целом по учреждению. Соответственно если передаваемое имущество было отнесено к категории особо ценного, то в результате перемещения объекта от головного учреждения в филиал изменений не происходит, актив так и продолжает числиться как особо ценное движимое имущество.
Расходы, связанные с перемещением объекта основных средств от головного учреждения в филиал (демонтаж, монтаж, транспортные расходы и т.п.), в данном случае не влекут за собой изменения первоначальной стоимости основного средства.
По завершении финансового года суммы, числящиеся на счете 0 304 04 000, закрываются на финансовый результат и отражаются в бухгалтерском учете в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Показатели, отраженные головным учреждением и его филиалами на счете 0 304 04 000, являются взаимосвязанными показателями, по которым формируется Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725). Порядок заполнения Справки ф. 0503725 определен п.п. 23-30 Инструкции N 33н.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Отражение передачи основного средства в учете головного учреждения | |||||
1 | КРБ 1 304 04 310 | КРБ1 101 00 310 |
| Отражена передача балансовой стоимости имущества | |
2 | КРБ 1 104 00 410 | КРБ1 304 04 310 |
| Отражена передача начисленной амортизации | |
Отражение поступления основного средства в учете филиала | |||||
1 | КРБ 1 101 00 310 | КРБ 1 304 04 310 | Принятие филиалом к бухгалтерскому учету основного средства | ||
2. | КРБ 1 304 04 310 | КРБ 1 104 00 410 |
| Филиалом отражена ранее начисленная амортизация по принятому к учету объекту. |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
Операции по передаче объектов основных средств между головным учреждением и его филиалом оформляются Извещениями (ф. 0504805). Оформленное извещение подписывается сторонами.
К Извещению (ф. 0504805) прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акты о приеме-передаче, копии инвентарных карточек, техническая документация и т.п.).
Передача соответствующих первичных документов, служащих основанием для отражения операций в бухгалтерском учете, между сторонами внутриведомственных расчетов может занимать определенное (порой длительное) время.
Конкретный порядок взаимодействия сторон по оформлению и передаче документов, подтверждающих перемещение объекта основных средств, между головным учреждением и филиалом определяется учетной политикой учреждения. Такой порядок должен обеспечивать формирование достоверных взаимосвязанных консолидированных показателей в бухгалтерской отчетности каждой из сторон.
Отметим, что если у организации госсектора имеются обособленные подразделения (филиалы), то учетная политика разрабатывается головным учреждением (юридическим лицом), положения учетной политики распространяются и на них.
Примеры заполнения Извещения (ф. 0504805)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Передача имущества филиалу не признается реализацией, в связи с чем для целей налогового учета стоимость основного средства не включается ни в доходы ни в расходы.
Вместе с тем доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определятся как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Учитывая, что расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, производится в том числе на основании остаточной стоимости основного средства, организации госсектора, являющегося плательщиком налога на прибыль, важно обеспечить правильное и своевременное отражение в налоговом учете перемещение объекта основных средств в обособленное подразделение.
Следует учитывать, что в целях ведения налогового учета расходы, связанные с перемещением объекта основного средства от головного учреждения в филиал (демонтаж, монтаж, перевозка и т.п.), не влекут изменения первоначальной стоимости основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Такие расходы могут быть отнесены к прочим расходам, при условии их соответствия ст. 252 НК РФ.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации происходит перемещение основного средства от головного учреждения в филиал, то есть внутри одного юридического лица. Соответственно реализации имущества не происходит, поэтому начислять НДС на стоимость передаваемого имущества не нужно.
НДС к вычету по приобретенным организацией госсектора работам (услугам), связанным с перемещением объекта основного средства от головного учреждения к филиалу, возможно только при условии, что основное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом расходы, связанные с передачей объекта, также должны быть произведены за счет приносящей доход деятельности (облагаемой НДС).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Согласно п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется, в том числе, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс. В отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно (п. 3 ст. 382 НК РФ).
В соответствии со ст. 384 НК РФ организация госсектора, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ. Иными словами, обязанность организации госсектора по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (см. письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411).
Таким образом, организации госсектора необходимо обеспечить правильное и своевременное отражение в налоговом учете перемещение объекта основных средств в целях исчисления налога на имущество в разрезе обособленных подразделений.
Самостоятельная уплата налога на имущество обособленным подразделением (филиалом) возможна, если это предусмотрено локальным документом учреждения (в том числе положением о филиале, учетной политикой) и при наличии у руководителя обособленного подразделения (филиала) соответствующей доверенности (абз. второй п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Пример 1
Казенное учреждение передает объекты основных средств (компьютеры) своему филиалу. Балансовая стоимость компьютеров составляет 150 000,00 руб., амортизация, начисленная на момент передачи, составила 30 000,00 руб. С целью доставки основных средств головным учреждением был заключен договор на транспортные услуги в сумме 7 000,00 руб. Между головным учреждением и филиалом оформлено Извещение (ф. 0504805).
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
В учете головного учреждения (передающей стороны) | |||
КРБ 1 501 13 222 | КРБ 1 502 11 222 | 7 000,00 | Приняты бюджетные обязательства на текущий финансовый год в сумме заключенного договора на транспортные услуги |
КРБ 1 502 11 222 | КРБ 1 502 12 222 | 7 000,00 | Приняты денежные обязательства на текущий финансовый год по оплате транспортных услуг |
КРБ 1 304 04 310 | КРБ 1 101 34 310 | 150 000,00 | Отражено выбытие основного средства в филиал |
КРБ 1 104 34 410 | КРБ 1 304 04 310 | 30 000,00 | Отражена стоимость амортизации, переданной в филиал |
КРБ 1 401 20 222 | КРБ 1 302 22 830 | 7 000,00 | Стоимость оказанных транспортных услуг отнесена на расходы |
КРБ 1 302 22 830 | КРБ 1 304 05 222 | 7 000,00 | Оплачены услуги по доставке |
В учете филиала (принимающей стороны) | |||
КРБ 1 101 34 310 | КРБ 1 304 04 310 | 150 000,00 | Компьютеры приняты к учету в составе основных средств |
КРБ 1 304 04 310 | КРБ 1 104 04 410 | 30 000,00 | Принята ранее начисленная амортизация |
Пример 2
Бюджетным (автономным) учреждением осуществлена передача мебели филиалу. Общая балансовая стоимость мебели составила 700 000,00 руб. Амортизация, начисленная на момент передачи, составила 120 000,00 руб. Филиалом самостоятельно был заключен договор за счет средств от приносящей доход деятельности на сборку мебели в сумме 8 000,00 руб. Мебель числится в учреждении в составе иного движимого имущества по КФО 4 (субсидия на выполнение государственного задания). Между головным учреждением и филиалом оформлено Извещение (ф. 0504805).
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
В учете головного учреждения (передающей стороны) | |||||
700 000,00 | Отражено выбытие основных средств в филиал | ||||
120 000,00 | Отражена стоимость амортизации, переданной в филиал | ||||
В учете филиала (принимающей стороны) | |||||
8 000,00 | Приняты обязательства на текущий финансовый год в сумме заключенного договора по сборке мебели | ||||
8 000,00 | Приняты денежные обязательства по договору на сборку мебели | ||||
| 700 000,00 | Мебель принята к учету в составе основных средств | |||
120 000,00 | Принята ранее начисленная амортизация | ||||
| 8 000,00 | Стоимость оказанных услуг по сборке мебели отнесена на расходы | |||
|
Увеличение (226 КОСГУ) |
|
Увеличение (226 КОСГУ) | 8 000,00 | Произведена оплата за услуги по сборке мебели |
Пример 3
Бюджетное (автономное) учреждение передает своему филиалу особо ценное движимое имущество (оборудование), учтенное по КФО 4 (субсидия на выполнение государственного задания. Между головным учреждением и филиалом оформлено Извещение (ф. 0504805).
Балансовая стоимость оборудования составила 900 000,00 руб. На момент передачи амортизация начислена в сумме 370 000,00 руб.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
В учете головного учреждения (передающей стороны) | |||||
900 000,00 | Отражено выбытие основного средства в филиал | ||||
370 000,00 | Отражена стоимость амортизации, переданной в филиал | ||||
В учете филиала (принимающей стороны) | |||||
|
| 900 000,00 | Оборудование принято к учету в составе основных средств | ||
370 000,00 | Принята ранее начисленная амортизация |
Учет при получении основных средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами) (для госсектора)
Обособленным подразделением (филиалом), выделенным на отдельный баланс, получены основные средства от головного учреждения. Как отразить поступление основного средства в бухгалтерском и налоговом учете головного учреждения и обособленного подразделения (филиала)?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.