Учет расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
В организации госсектора по результатам проверки, проведенной территориальным органом ФСС, не была принята к зачету часть суммы пособия по временной нетрудоспособности. Как в учете организации госсектора отразить подобные расходы в случае, если принято решение об отнесении суммы, не принятой к зачету пособия на расходы учреждения?
Юридические аспекты
По результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отдельные суммы начисленных сотруднику выплат могут быть не приняты к зачету.
Суммы пособий, выплаченные организацией госсектора с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, к зачету в счет уплаты страховых взносов не принимаются (п. 18 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, ч. 4 ст. 4.7. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) уплата страховых взносов, в частности на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 1 января 2017 года производится в соответствии с нормами НК РФ. Функции по администрированию этих страховых взносов передаются налоговым органам. Права и обязанности, предусмотренные НК РФ в отношении налогоплательщиков, налоговые органы будут осуществлять и в отношении плательщиков страховых взносов (п. 1 ст. 2, пп. 15 п. 1 и п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
С учетом внесенных изменений функции контроля по страховым взносам с 1 января 2017 года распределяются следующим образом:
в полномочиях налоговых органов:
- контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ. При этом территориальные органы ФСС РФ будут проверять правильность заявленных в расчете расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ. Порядок обмена информацией определяется соглашениями взаимодействующих сторон (п.п. 6, 8 ст. 431 НК РФ);
в полномочиях ФСС РФ (см. также информацию ФСС РФ от 25.08.2016):
- контроль за соблюдением страхователями законодательства РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам за периоды с 2017 года. Осуществлять камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган за эти периоды, территориальный орган ФСС РФ будет на основании сведений, поступивших из налогового органа, и в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ (п. 8 ст. 431 НК РФ, п. 1.1 ст. 1.1, пп. 2 п. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ);
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правильности выплаты страхового обеспечения по этому виду страхования за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Закона N 250-ФЗ).
Отметим, что в случае непринятия к зачету сумм выплаченных по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности организации госсектора следует указать проверяющим на п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ. В соответствии с данным пунктом в подобных случаях органы ФСС РФ наделены правом предъявлять иски о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение непосредственно к медицинским организациям.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия, связанные с нарушением медицинской организацией требований законодательства о порядке выдачи листка нетрудоспособности, возлагаются непосредственно на эти организации, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (см. постановление Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 N 10605/12).
Бухгалтерский учет
Затраты организации госсектора по выплате страхового обеспечения за счет средств ФСС РФ учитываются по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" (129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов"; 139 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда лиц, принимаемых на должности стажеров"; 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов") и коду 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
Вместе с тем непринятые к зачету выплаты уже не являются страховым обеспечением, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством за счет средств ФСС РФ. Соответственно они должны учитываться как выплаты в пользу работников (физических лиц), которые производятся организацией госсектора за счет различных источников финансового обеспечения расходов.
В такой ситуации руководитель учреждения прежде всего должен принять решение в отношении сумм, не принятых к зачету, а именно:
1) о возврате выплат (возмещении расходов) получателями, то есть застрахованными лицами;
2) о возмещении расходов виновными лицами;
3) об отнесении расходов за счет средств учреждения.
Возможно одновременное применение сразу нескольких из перечисленных выше вариантов. Например, часть расходов может быть возмещена работником, получившим выплату, а другая часть может быть отнесена на расходы организации.
При этом следует помнить, что действующее законодательство далеко не всегда допускает взыскание сумм, не принятых к зачету, с получателей пособий (выплат) или виновных лиц. В то же время эти лица могут возмещать соответствующие расходы организации госсектора в добровольном порядке. Добровольный характер подобных действий работников желательно зафиксировать, оформив соответствующее заявление.
В случае принятия решения организацией госсектора об отнесении сумм, не принятых к зачету на расходы учреждения, такие выплаты могут быть отнесены на вид расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" (121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов"; 131 "Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания"; 141 "Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов" при выплате) и подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ.
Решение об отнесении не принятых к зачету сумм на вид расходов 111 (121, 131, 141) и подстатью КОСГУ 211 не должно противоречить принятым в учреждении локальным актам. Этими актами должна быть предусмотрена возможность осуществления за счет средств фонда оплаты труда или его экономии подобных выплат по решению руководителя.
Если не зачтенные суммы не могут быть отнесены на вид расходов 111 (121, 131, 141) и подстатью КОСГУ 211, с учетом приведенных выше требований, их можно учесть по виду расходов 853 "Уплата иных платежей" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ как расходы, не связанные с оплатой труда.
Возможность расходования средств по соответствующим видам расходов 111 (121, 131, 141) или 853 на оплату сумм пособий, не принятых к зачету, должна быть предусмотрена бюджетной сметой казенного учреждения, планом ФХД бюджетного (автономного) учреждения.
В бюджетном (бухгалтерском) учете организации госсектора в случае непринятия к зачету выплаченных сумм пособий необходимо сделать соответствующие корректировки ранее сделанных начислений и выплат. При внесении исправлений следует руководствоваться порядком, установленным п. 18 Инструкции N 157н.
В частности, ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
В целях отнесения затрат по выплаченным пособиям, не принятым к зачету, на расходы учреждения следует сделать исправительные записи, а именно:
1. Произвести корректировку начисленных расходов. Так, если ранее начисление расходов отражалось в качестве уменьшения задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование по дебету счета 0 303 02 000, то в случае непринятия таких сумм к зачету они относятся на расходы учреждения по дебету счета 0 401 20 211 (0 401 20 290) или 0 109 00 211 (0 109 00 290.
2. Произвести корректировку кассовых расходов, учтенных на лицевом счете с отражением уменьшения по виду расходов 119 (129, 139, 149) и коду 213 КОСГУ с одновременным увеличением по виду расходов 111 (121, 131, 141) и коду 211 КОСГУ или виду расходов 853 и коду 290 КОСГУ. Уточнение выплат по видам расходов на лицевом счете оформляется Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809)
3. Произвести корректировочные записи удержанных сумм НДФЛ с суммы пособия, не принятой к зачету.
4. Произвести доначисление страховых взносов, на суммы выплат, не принятых к зачету, в установленном порядке. При этом, необходимо доначислить взносы и на обязательное социальное страхование, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Помимо этого должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.
Отметим, что в некоторых случаях суды поддерживают страхователей, указывая, что страхователь обязан перечислить только взносы на обязательное социальное страхование, начисленные и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению произведенных расходов.
Вместе с тем при принятии окончательного решения об уплате страховых взносов организации госсектора следует проанализировать все возможные риски и последствия. В случае если будет принято решение о доперечислении страховых взносов только на обязательное социальное страхование, скорее всего учреждению придется доказывать свою позицию в суде.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Корректировка начисленных сумм пособий, не принятых к зачету, в том числе: | ||||
1.1 |
|
| - методом "Красное сторно" откорректирована сумма начислений | ||
1.2 |
|
| - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда) | ||
|
|
| - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения (в случае отнесения выплат к прочим расходам) | ||
2 | Корректировка суммы НДФЛ, удержанной с пособия, не принятого к зачету, в том числе: | ||||
2.1 |
|
| - методом "Красное сторно" откорректирована сумма НДФЛ | ||
2.2 |
|
| - сумма НДФЛ с не принятого к зачету пособия отнесена на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда) | ||
|
| - сумма НДФЛ с не принятого к зачету пособия отнесена на расходы учреждения (в случае отнесения выплат к прочим расходам) | |||
3 | С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное социальное страхование, в том числе: | ||||
3.1 | 0 401 20 213, 0 109 00 213 | - в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда | |||
3.2 | 0 401 20 290, 0 109 00 290 | - в случае отнесения выплат к прочим расходам | |||
4 | С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное медицинское страхование: | ||||
4.1 | 0 401 20 213, 0 109 00 213 | - в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда | |||
4.2 | 0 401 20 290, 0 109 00 290 | - в случае отнесения выплат к прочим расходам | |||
5 | С суммы, не принятой к зачету, произведено доначисление страховых сумм на обязательное пенсионное страхование: | ||||
5.1 | 0 401 20 213, 0 109 00 213 | - в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда | |||
5.2 | 0 401 20 290 0 109 00 290 | - в случае отнесения выплат к прочим расходам | |||
6 | С суммы не принятой к зачету произведено доначисление страховых сумм на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ||||
6.1 | 0 401 20 213 0 109 00 213 | - в случае отнесения расходов за счет средств фонда оплаты труда | |||
6.2 | 0 401 20 290 0 109 00 290 | - в случае отнесения выплат к прочим расходам | |||
7 | Произведено уточнение кассовых выплат на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе: | ||||
7.1 |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | - методом "Красное сторно" откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету |
7.2 |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | - кассовые расходы по оплате пособия, не принятого к зачету, отнесены на расходы учреждения (за счет средств фонда оплаты труда) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) | - кассовые расходы по оплате пособия, не принятого к зачету, отнесены на расходы учреждения (в случае отнесения к прочим расходам) | |
7.3 |
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | - методом "Красное сторно" откорректирован платеж по НДФЛ | |
7.4 |
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | - уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету (за счет средств фонда оплаты труда) | |
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) |
|
увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) | - уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету (в случае отнесения к прочим расходам) |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Соответствующие дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" следует оформить Справкой (форма 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
Уточнение кассовых расходов на лицевом счете оформляется Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).
Кроме того, в случае непринятия к зачету в счет уменьшения суммы начисленных страховых взносов организации госсектора следует представить соответствующие "корректирующие" расчеты по страховым взносам.
В частности, в целях исправления суммы задолженности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения организация госсектора формирует корректирующий расчет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (до 01.01.2017 по форме 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59).
Если до 01.01.2017 все расчеты по страховым взносам, в том числе корректирующие представлялись в территориальный орган ФСС, то с периодов, начавшихся в 2017 году, по всем взносам на социальное страхование, кроме страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расчеты представляются в налоговый орган, по форме, утвержденной ФНС.
Кроме того, в части взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в 2017 году ФСС РФ принимает корректирующие расчеты по новой форме 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.
Налогообложение
НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Факт непринятия к зачету пособия территориальным органом ФСС РФ не влияет на сумму доходов получателя. Соответственно нет оснований для "пересмотра" удержанной суммы НДФЛ.
Возможна и иная ситуация: при выплате пособия НДФЛ вполне обоснованно мог не удерживаться. В то же время после отказа в зачете определенных расходов и их отнесения за счет организации госсектора суть (характер) этой выплаты изменяется. В этой связи организацией может быть принято решение об удержании НДФЛ с работника, ранее получившего пособие, сумма которого впоследствии не была принята к зачету. При невозможности удержать исчисленную сумму налога учреждение должно уведомить об этом налогоплательщика и налоговый орган (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Страховые взносы
Не принятые к зачету суммы не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, до 1 января 2017 года - п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Соответственно они облагаются страховыми взносами на общих основаниях (письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 17-3/В-76, определение Верховного Суда РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-253).
Необходимо также доначислить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Помимо этого должны быть исчислены и уплачены соответствующие пени.
Пример 1
В текущем году в казенном учреждении по факту проверки территориальным органом ФСС в связи с обнаруженной переплатой, не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в сумме 3 000,00 руб. Не принятая к зачету сумма пособия отнесена на расходы учреждения по 211 КОСГУ. С суммы пособия был удержан НДФЛ в сумме 390,00 руб.
В бюджетном учете следует сделать исправительные записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
Откорректирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету, в том числе: | |||
КРБ 1 303 02 830 | КРБ 1 302 13 730 | 3 000,00 | - методом "Красное сторно" отсторнирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету; |
КРБ 1 401 20 211 | КРБ 1 302 11 730 | 3 000,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда |
Откорректирована сумма НДФЛ, удержанная с пособия, не принятого к зачету, в том числе: | |||
КРБ 1 302 13 830 | КРБ 1 303 01 730 | 390,00 | - методом "Красное сторно" откорректирована сумм удержаний |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 303 01 730 | 390,00 | - отражена сумма НДФЛ с не принятого к зачету суммы пособия |
Произведено уточнение кассовых выплат на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе: | |||
КРБ 1 302 13 830 | КРБ 1 304 05 213 | 3 000,00 | - методом "Красное сторно" откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету |
КРБ 1 302 11 830 | КРБ 1 304 05 211 | 3 000,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда |
КРБ 1 303 01 830 | КРБ 1 304 05 213 | 390,00 | - методом "Красное сторно" откорректирован платеж по НДФЛ |
КРБ 1 303 01 830 | КРБ 1 304 05 211 | 390,00 | - уточнен платеж на сумму НДФЛ с пособия, не принятого к зачету |
Пример 2
В текущем году в бюджетном (автономном) учреждении по факту проведения проверки ФСС не принята к зачету сумма пособия по временной нетрудоспособности в размере 1 150,00 руб. Пособие было начислено за счет средств от приносящей доход деятельности, удержан и перечислен НДФЛ в сумме 150,00 руб. Расходы по начислению не принятого к зачету пособия отнесены на расходы учреждения на счет 2 401 20 211.
В бухгалтерском учете следует сделать исправительные записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Откорректирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету, в том числе: | |||||
2 303 02 830 | 2 302 13 730 | 2 303 02 000 | 2 302 13 000 | 1 150,00 | - методом "Красное сторно" отсторнирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету; |
2 401 20 211 | 2 302 11 730 | 2 401 20 211 | 2 302 11 000 | 1 150,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда |
Откорректирована сумма НДФЛ, удержанная с пособия, не принятого к зачету, в том числе: | |||||
2 302 13 830 | 2 303 01 730 | 2 302 13 000 | 2 303 01 000 | 150,00 | - методом "Красное сторно" откорректирована сумм удержаний |
2 302 11 830 | 2 303 01 730 | 2 302 11 000 | 2 303 01 000 | 150,00 | - отражена сумма НДФЛ с не принятого к зачету суммы пособия |
Произведено уточнение кассовых расходов на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе: | |||||
2 302 13 830 | 0 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 2 302 13 000 | 0 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 1 150,00 | - методом "Красное сторно" откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету |
0 302 11 830 | 0 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | 0 302 11 000 | 0 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | 1 150,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена на расходы учреждения за счет средств фонда оплаты труда |
0 303 01 830 | 0 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 0 303 01 000 | 0 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 150,00 | - методом "Красное сторно" откорректирован платеж по НДФЛ |
0 303 01 830 | 0 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | 0 303 01 000 | 0 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 211) | 150,00 | - уточнен платеж на сумму выплаты НДФЛ с пособия, не принятого к зачету |
Пример 3
В бюджетном (автономном) учреждении в текущем году по факту проверки территориальным органом ФСС РФ была не принята к зачету сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 1 125, 00 руб. (в связи с обнаруженной переплатой). НДФЛ с суммы пособия не удерживался.
Пособие выплачивалось учреждением в рамках деятельности по выполнению госзадания.
В учреждении принято решение об отнесении суммы, не принятой к зачету, к прочим расходам за счет средств от приносящей доход деятельности (счет 2 401 20 290).
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Откорректирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету, в том числе: | |||||
4 303 02 830 | 4 302 13 730 | 4 303 02 000 | 4 302 13 000 | 1 125,00 | - методом "Красное сторно" отсторнирована сумма начисленных пособий, не принятых к зачету |
2 401 20 290 | 2 302 91 730 | 2 401 20 290 | 2 302 91 000 | 1 125,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена к прочим расходам за счет приносящей доход деятельности |
2 302 91 830 | 2 303 01 730 | 2 302 91 000 | 2 303 01 000 | 146,00 | Произведено удержание суммы НДФЛ с пособия, не принятого к зачету |
Произведено уточнение кассовых расходов на лицевом счете в целях восстановления расходов, в том числе: | |||||
4 302 13 830 | 4 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 4 302 13 000 | 4 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 213) | 1 125,00 | - методом "Красное сторно" откорректирована сумма кассовых выплат пособий, не принятых к зачету |
2 302 91 830 | 2 201 11 610 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) | 2 302 91 000 | 2 201 11 000 увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 290) | 1 125,00 | - не принятая к зачету сумма отнесена к прочим расходам за счет средств от приносящей доход деятельности |
2 401 20 290 | 2 303 02 730, 2 303 06 730, 2 303 07 730, 2 303 10 730, 2 303 11 730 | 2 401 20 290 | 2 303 02 000, 2 303 06 000, 2 303 07 000, 2 303 10 000, 2 303 11 000 | 339,75 (1 125,00 * 30,2%) | Доначислены страховые взносы на сумму выплат, не принятых к зачету (1) |
2 303 02 830, 2 303 06 830, 2 303 07 830, 2 303 10 830, 2 303 11 830 | 2 201 11 610 Увеличение (290 КОСГУ) | 2 303 02 000, 2 303 06 000, 2 303 07 000, 2 303 10 000, 2 303 11 000 | 2 201 11 000 Увеличение (290 КОСГУ) | 339,75 | Перечислены страховые взносы |
Возможные риски
Подлежат ли обложению страховыми взносами не принятые к зачету суммы пособий?
Отрицательная практика
Не принятые к зачету суммы не могут рассматриваться в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. Соответственно они облагаются страховыми взносами на общих основаниях.
Письма Минздравсоцразвития России:
(-) Письмо Минздравсоцразвития России от 26.02.2016 N 17-3/В-76
(-) Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19
Акты судебных органов:
(-) Определение Верховного суда РФ от 29.08.2014 N 301-ЭС14-253.
Положительная практика
Судьи в большинстве случаев поддерживают страхователей, указывая, что при отсутствии опровержения фактов наступления страхового случая отказ органа ФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных к возмещению из средств ФСС РФ, не является основанием для включения выплат, не принятых к зачету, в базу для начисления страховых взносов. Подобный отказ влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет ФСС РФ взносы, начисленные и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности фонда по возмещению произведенных расходов по страховому обеспечению.
Акты судебных органов:
(+) Постановление АС Уральского округа от 07.10.2016 N Ф09-8531/16
(+) Определение ВС РФ от 20.01.2016 N 309-КГ15-17592
(+) Постановление Семнадцатого ААС от 23.03.2016 N 17АП-1562/16
(+) Постановление АС Уральского округа от 29.09.2015 N Ф09-6879/15
(+) Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.02.2015 N Ф01-6354/2014
Отражение в учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
В организации госсектора по результатам проверки, проведенной территориальным органом ФСС, не была принята к зачету часть суммы пособия по временной нетрудоспособности. Как в учете организации госсектора отразить подобные расходы в случае, если принято решение об отнесении суммы, не принятой к зачету пособия на расходы учреждения?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Г. Гурашвили, консультант-эксперт
О. Емельянова, консультант-эксперт
Т. Толмачева, консультант-эксперт
Р. Гурашвили, консультант-эксперт
К. Панина, консультант-эксперт
Е. Шубенкина, консультант-эксперт
Р. Ибатуллина, консультант-эксперт
Е. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт