Резерв на восстановление ОЦДИ при расчете субсидии на выполнение госзадания (для госсектора)
В целях возможности включения затрат на приобретение основных средств в сумму субсидии на выполнение государственного задания установлен порядок формирования резерва на полное восстановление особо ценного движимого имущества (п. 3 постановления Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006, п. 7 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
В свою очередь порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), необходимого для общехозяйственных нужд для федеральных учреждений, утвержден приказом Минфина России от 22.08.2016 N 138н (далее - Приказ N 138н).
На федеральном уровне при расчете размера субсидии на выполнение госзадания уполномоченные органы будут учитывать сумму резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ в следующем порядке:
Вид ОЦДИ | Когда резерв будут учитывать в базовом нормативе затрат по госуслугам (работам) | Основание |
Непосредственно используемое при оказании госуслуг (выполнении работ) | Начиная с заданий на 2018 год | п. 3 постановления Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006 |
Необходимое для общехозяйственных нужд | Начиная с заданий на 2017 год По решению уполномоченного отраслевого органа (органа - учредителя) применение нововведения может быть отложено на год - до составления задания на 2018 год | п. 7 постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 |
Таким образом, на федеральном уровне при расчете размера субсидии на выполнение госзадания органы-учредители будут учитывать сумму резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ. Это требование станет обязательным начиная с заданий на 2018 год. Однако за органами-учредителями остается право на применение нового порядка уже при определении базового норматива затрат на 2017 год.
Постановление N 640 является "модельным" нормативным актом для субъектов РФ и муниципальных образований. Так что в ближайшее время внедрение описанного выше подхода начнется на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
Применение резерва на восстановление ОЦДИ при расчете базового норматива означает, что учреждения постепенно, из года в год в составе субсидии на выполнение задания будут получать средства на приобретение ОЦДИ. По каждому необходимому для выполнения задания объекту в течение срока его полезного использования в резерв будет добавляться сумма начисляемой амортизации.
Означает ли это, что по истечении срока полезного использования объекта его обязательно надо будет заменить на новый? Нет, не означает. Средства, сэкономленные в связи с продлением сроков эксплуатации имущества, можно будет направить на иные нужды в соответствии с Планом ФХД. Главное, чтобы расходы отвечали целевому предназначению субсидии - были направлены на решение задач, связанных с выполнением задания.
С другой стороны, учреждения должны будут более ответственно подходить к вопросам финансового планирования. Когда придет время обновлять ОЦДИ, не будет оснований для истребования у органа - учредителя субсидий на иные цели. Такие закупки придется проводить за счет сэкономленной в текущем году или в прошлые годы субсидии на выполнение задания. Ну и, конечно, никто не планирует запрещать использование для этих целей средств от приносящей доход деятельности.
И наконец, использование при расчете размера субсидии резерва на восстановление ОЦДИ - это еще и повод для корректировки учетной политики. Фактическая себестоимость госуслуг (работ), формируемая на счете 109 00 по КФО "4", должна быть сопоставима с нормативными затратами, на основании которых определялся размер субсидии. Если резерв по ОЦДИ уже формируется, амортизацию по соответствующим объектам ОЦДИ желательно списывать в дебет счета 4 109 00 000. А вот суммы амортизации, начисленной по недвижимости, желательно списывать в дебет счета 4 401 20 271 (на приобретение или строительство недвижимости органы - учредители по-прежнему будут предоставлять субсидии по ст. 78.2 БК РФ).
Приказом N 138н установлены следующие правила формирования и использования резерва на восстановление ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд:
1. При расчете резерва можно учитывать расходы на восстановление необходимых для общехозяйственных нужд основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования более 12 месяцев.
2. Сумма резерва формируется в соответствии с затратами, необходимыми для восстановления ОЦДИ по окончании срока эксплуатации. Расчет производится исходя из:
- стоимости приобретения имущества на дату расчета, определенной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- натуральной нормы ресурсов, необходимых для оказания (выполнения) конкретной услуги (работы);
- расчетной величины суммы амортизации (с учетом срока использования согласно постановлению Правительства РФ N 1).
3. Приказ не устанавливает специальных требований по целевому использованию суммы резерва, учтенной при определении размера субсидии. Расходы на приобретение, создание, модернизацию и дооборудование ОЦДИ федеральные бюджетные и автономные учреждения будут осуществлять в общем порядке согласно Плану ФХД.
До утверждения специальными правовыми актами норм ресурсов, необходимых для оказания (выполнения) конкретных услуг (работ), эти нормы надо определять одним из двух методов:
- по среднему показателю наиболее эффективного учреждения (выполняющего задание и имеющего минимальный объем затрат на оказание единицы услуги или работы);
- по медианному значению по учреждениям, оказывающим услугу (выполняющим работу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.