Учет при получении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование (для госсектора)
Земельный участок получен организацией госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как отразить принятие участка к учету?
Юридические аспекты
Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).
Аналогичная норма содержится и в части 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", и в пункте 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (п. 1 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к вещным правам, подлежащим государственной регистрации (п. 1 ст. 216, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07. 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ). При этом выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно (ч. 4 ст. 63 Закона N 218-ФЗ).
Бухгалтерский учет
Земельные участки относятся к непроизведенным активам и учитываются на балансе учреждения на счете 0 103 11 000 "Земля - недвижимое имущество учреждения" (п.п. 70, 71, 78 Инструкции N 157н, п. 14 Инструкции N 162н, п. 19 Инструкции N 174н, п. 19 Инструкции N 183н). При этом должны выполняться следующие условия:
1) за организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (п.п. 36, 70, абзац второй п. 71 Инструкции N 157н);
2) участки используются в процессе деятельности учреждения (п. 70 Инструкции N 157н).
Учет земельных участков до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с положениями Инструкции N 157н на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-05-10/23911). После проведения регистрации права постоянного (бессрочного) пользования стоимость, по которой земельные участки учитывались в забалансовом учете, списывается со счета 01 "Имущество, полученное в пользование" и одновременно принимаются к балансовому учету на счет 103 11 "Земля - недвижимое имущество учреждения" по кадастровой стоимости.
Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации) (п.п. 23, 71 Инструкции N 157н).
Получатели средств бюджета учитывают земельные участки, полученные на праве постоянного (бессрочного) пользования, по коду вида финансового обеспечения (далее - КФО) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, бюджетные и автономные учреждения - по КФО 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 21 Инструкции N 157н, абзац четвертый п. 20 Инструкции N 174н, абзац четвертый п. 20 Инструкции N 183н).
Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции N 157н).
На счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" подлежит учету балансовая стоимость имущества, которым согласно действующему законодательству бюджетное (автономное) учреждение может распоряжаться только по согласованию с собственником и которым не отвечает по своим обязательствам (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ; п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Соответственно балансовая стоимость приобретенных бюджетными (автономными) учреждениями земельных участков учитывается при формировании показателя счета 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (п. 116 Инструкции N 174н, п. 119 Инструкции N 183н, пп. "б" п. 2.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, письмо Минфина России от 08.11.2016 N 02-06-10/65148).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п |
Казенное учреждение |
Бюджетное (автономное) учреждение*(1) |
Содержание хозяйственной операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
1 |
КРБ 1 103 11 330
|
КДБ 1 401 10 180
|
|
|
Принятие к учету земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано |
2 |
Увеличение 01
|
Увеличение 01
|
Учет земельных участков до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками |
||
3 |
Уменьшение 01
|
Уменьшение 01
|
Списание земельного участка с забалансового учета после регистрации права постоянного (бессрочного) пользования для последующего учета на балансе учреждения |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
В то же время конкретная форма документа, применяемая в целях оформления факта получения организацией госсектора земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Приказом N 52н не предусмотрена.
Вместе с тем согласно положениям Приказа N 52н учреждением в рамках формирования учетной политики может быть установлен порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при безвозмездном получении земельных участков.
При применении иных первичных учетных документов, формы которых не унифицированы, следует помнить, что они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта "Концептуальные основы ..." (до его введения - п. 7 Инструкции N 157н).
Принятие к учету приобретенного земельного участка осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением выписки из ЕГРН (п. 71 Инструкции N 157н, ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в которой указывается дата регистрации права на земельный участок, его площадь в квадратных метрах (п. 82 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу N 52н).
Для корректировки расчетов по счету 210 06 "Расчеты с учредителем" бюджетное (автономное) учреждение направляет в адрес учредителя Извещение (ф. 0504805).
Пример заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Примеры заполнения Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031)
Пример заполнения Извещения (ф. 0504805)
Налогообложение
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога в отношении указанных объектов (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.
Налогоплательщики-организации рассчитывают налоговую базу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), но не более размеров, определенных п. 1 ст. 394 НК РФ.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами обложения налогом на имущество земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Пример 1
Казенным учреждением получен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 000 000 рублей. Право постоянного (бессрочного) пользования в установленном порядке зарегистрировано.
В бюджетном учете следует сделать записи:
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Содержание операции |
КРБ 1 103 11 330 |
КДБ 1 401 10 180 |
2 000 000,00 |
Учреждению передан земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования |
Пример 2
На основании решения администрации района бюджетному (автономному) учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок для размещения спортивной площадки. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 500 000 рублей. Право постоянного (бессрочного) пользования в установленном порядке зарегистрировано.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
Сумма, |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
| |||||
4 103 11 330 |
4 401 10 180 |
4 103 11 000 |
4 401 10 180 |
1 500 000,00 |
Учреждению передан земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования |
4 401 10 172 |
4 210 06 660 |
4 401 10 172 |
4 210 06 000 |
1 500 000,00 |
Формирование расчетов с учредителем |
Пример 3
Бюджетному (автономному) учреждению 20.10.2016 передан земельный участок. Право постоянного (бессрочного) пользования в установленном порядке зарегистрировано 05.12.2016. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 000 000 рублей.
В бухгалтерском учете следует сделать записи:
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
Сумма, |
Содержание операции |
||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
||
20 октября 2016 года | |||||
Увеличение 01 |
|
Увеличение 01 |
|
1 000 000,00 |
Стоимость земельного участка отражена в забалансовом учете до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования |
5 декабря 2016 года | |||||
4 103 11 330 |
4 401 10 180 |
4 103 11 000 |
4 401 10 180 |
1 000 000,00 |
Отражение полученного земельного участка в балансовом учете при регистрации права постоянного (бессрочного) пользования с одновременным списанием стоимости земельного участка с забалансового учета |
Уменьшение 01 |
|
Уменьшение 01 |
|
1 000 000,00 |
|
4 401 10 172 |
4 210 06 660 |
4 401 10 172 |
4 210 06 000 |
1 000 000,00 |
Формирование расчетов с учредителем |
Учет при получении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование (для госсектора)
Земельный участок получен организацией госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как отразить принятие участка к учету?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Г. Панкратова, главный бухгалтер медицинского учреждения, с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Е. Янчарин, эксперт по внутреннему финансовому контролю, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, методолог
А. Киреева, редактор-эксперт
И. Сапетина, редактор-эксперт
Ю. Волгина, редактор-эксперт
Т. Дурнова, редактор-эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Г. Гурашвили, консультант-эксперт
О. Емельянова, консультант-эксперт
Т. Толмачева, консультант-эксперт
Р. Гурашвили, консультант-эксперт
К. Панина, консультант-эксперт
Е. Шубенкина, консультант-эксперт
Р. Ибатуллина, консультант-эксперт
Е. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт