Учет санкционирования расходов при закупках без применения конкурентных процедур (для госсектора)
Государственное (муниципальное) учреждение в течение финансового года для обеспечения своей деятельности заключает договоры. Каким образом отразить в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности на счетах санкционирования факт заключения и оплаты договоров без применения конкурентных способов, в том числе в случае наличия предварительной оплаты, заключения дополнительных соглашений к договору, расторжения?
Юридические аспекты
В гражданском законодательстве дано общее определение понятия обязательства (ст. 307 ГК РФ). В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства по закупкам с точки зрения гражданского законодательства представлены возмездными договорами различных видов. Основные виды договоров, регулирующие их нормы, описаны во второй части Гражданского кодекса РФ.
Для целей бухгалтерского учета в организациях государственного сектора определение обязательств даны в п. 308 Инструкции N 157н и включают в себя обязательства по сделкам, обязательства перед работниками, перед бюджетом и обязательства по безвозмездным перечислениям (субсидиям, субвенциям, трансфертам и т.д.).
Понятие "обязательства" для организаций государственного сектора тесно связано с понятием "право на принятие обязательств". Учреждение не может принимать на себя обязательства в неограниченном количестве. На каждый финансовый год учреждению устанавливается предел, сколько оно может принимать на себя обязательств по каждому направлению расходования средств.
Для казенных учреждений этот предел называется "лимитом бюджетных обязательств" и устанавливается бюджетной сметой. Ограничение устанавливается не на этапе расходования денег, а на этапе, когда учреждение обещает уплатить деньги.
Для бюджетных и автономных учреждений этот предел устанавливается Планом ФХД.
Процедура санкционирования расходов направлена на то, чтобы учреждение не принимало обязательств сверх установленного предела.
Инструкция N 157н выделяет такие категории обязательств:
- принимаемое обязательство;
- принятое бюджетное обязательство (для казенных учреждений);
- принятое обязательство (для бюджетных и автономных учреждений);
- денежное обязательство;
- отложенное обязательство.
В части обязательств по закупкам смысл этих понятий можно объяснить следующим образом.
Принимаемое обязательство возникает в учёте только тогда, когда учреждение начинает процедуру закупки с применением конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", далее - Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ соответственно.
При заключении прямых договоров, договоров с единственным поставщиком принимаемое обязательство в учете не отражается.
Отложенные обязательства отражаются в учете при формировании резервов предстоящих расходов. При заключении договоров (контрактов) отложенные обязательства могут возникнуть только в том случае, если он заключен на срок превышающий плановый период. Далее по тексту будет использоваться термин "договор", включающий в себя в том числе и контракты. То есть при заключении договора любой формы учреждение принимает на себя обязательство в общей сумме, определенной договором. Чем больше учреждение принимает обязательств, тем меньше свободных прав на принятие обязательств остается.
Принятое бюджетное обязательство (обязательство) и денежное обязательство может быть не только на текущий год, но и на последующие периоды. Это допустимо только в том случае, если казенному учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств более чем на год, а бюджетному, автономному учреждению План ФХД утвержден более чем на год.
Бухгалтерский учет
Порядок принятия и исполнения обязательств по договору без применения конкурентных процедур можно разделить на три этапа:
- принятие бюджетного обязательства (обязательства);
- принятие денежного обязательства;
- исполнение обязательства.
При этом в зависимости от условий договора эти три этапа могут быть разнесены во времени или происходить в один день. Но на счетах санкционирования отражаются только первые два этапа. Факт исполнения обязательств на 500-х счетах не отражается.
Расчеты по обязательствам по закупкам товаров, работ, услуг (без применения конкурентных процедур) отражаются на следующих счетах:
- на счете 502 Х1 "Принятые обязательства" - кредитовый оборот счета отражает суммы обязательств, принятых учреждением в соответствующем году. Кредитовое сальдо счета отражает текущий объем принятых обязательств, по которым еще не наступил срок оплаты.
- на счете 502 Х2 "Принятые денежные обязательства" - кредитовый оборот счета отражает суммы денежных обязательств, принятых учреждением в соответствующем году. Кредитовое сальдо счета отражает тоже самое.
Год, к которому относятся обязательства, обозначается четвертой цифрой в коде счета 500 Х0:
1 - текущий финансовый год;
2 - первый год, следующий за текущим;
3 - второй год, следующий за текущим;
4 - по второй год, следующий за очередным.
Помимо отражения принятых обязательств в рамках заключенного договора на счетах санкционирования учреждению необходимо организовать учет дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на счетах групп 206 00 и 302 00.
При этом, бухгалтерский учет на указанных счетах организуется с указанием всех знаков в номере счета, в том числе кода видов расходов (далее - КВР).
Порядок отражения в учете расчетов по обязательствам по закупкам товаров, работ, услуг (без применения конкурентных процедур) может быть представлен следующим образом:
1. На основании заключенного договора в учете отражается принятое бюджетное обязательство (принятое обязательство) датой заключения договора. Сумма принятого обязательства уменьшает свободные лимиты бюджетных обязательств (п.140 Инструкции N 162н), свободный объем прав на принятие обязательств, (п.167 Инструкции N 174н, п.196 Инструкции N 183н) и отражается записью:
Дебет 1 501 Х3 ХХХ Кредит 1 502 Х1 ХХХ (у казенных учреждений);
Дебет Х 506 Х0 ХХХ Кредит счета Х 502 Х1 ХХХ (у бюджетных, автономных учреждений).
Изменение суммы обязательства в случае изменения цены договора отражается в учете на основании дополнительного соглашения такой же корреспонденцией с учетом знака, то есть: увеличение цены договора - со знаком "плюс", уменьшение цены договора со знаком "минус". Расторжение договора отражается в бухгалтерском учета теми же записями, что и в случае уменьшения цены договора, то есть методом "Красное сторно".
Принятие бюджетного обязательства (обязательства) не зависит от факта отражения дебиторской или кредиторской задолженности в учете организации государственного сектора.
2. Денежное обязательство отражает наступившую для учреждения обязанность произвести оплату. Условиями договора устанавливается обычно предельная дата оплаты, или однозначные условия для ее определения. Договором может быть установлена необходимость произвести полную или частичную оплату до фактического получения товаров (принятия работ, услуг), то есть, совершить предварительную оплату. Порядок отражения в бюджетном учете показателей принятых денежных обязательств осуществляется в порядке, изложенном в п. 141 Инструкции 162н. При этом бюджетным и автономным учреждениям при организации учета денежных обязательств также рекомендуется учитывать требования п. 141 Инструкции N 162н (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 N 02-06-07/155).
Денежное обязательство при отражении в учете уменьшает кредитовый показатель на счете принятых обязательств и увеличивает показатель на счете денежных обязательств (п.141 Инструкции N 162н, п.167 Инструкции N 174н, п.196 Инструкции N 183н). В результате остаток по счету 0 502 Х1 отражает сумму принятых обязательств, по которым еще не наступил срок оплаты. Принятие денежных обязательств отражается записью:
Дебет 1 502 11 ХХХ Кредит 1 502 12 ХХХ (для казенных учреждений);
Дебет Х 502 11 ХХХ Кредит Х 502 12 ХХХ (для бюджетных, автономных учреждений).
Изменение суммы денежного обязательства в случае изменения цены договора или сроков оплаты отражается в учете такой же корреспонденцией с учетом знака, то есть: увеличение цены договора - со знаком "плюс", уменьшение цены договора со знаком "минус".
В случае оплаты по факту исполнения договора у учреждения возникает необходимость одновременно с принятием денежных обязательств отразить и сумму кредиторской задолженности по счету 0 302 00. В тоже время, в случае наличия авансовых платежей дебиторская задолженность по счету 0 206 00 возникает непосредственно по факту исполнения денежного обязательства.
Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета исполнение обязательств в различных ситуациях:
1. Когда производится авансовая оплата в соответствии с условиями договора, увеличивается показатель на счете учета авансов, уплаченных поставщикам (п.80 Инструкции N 162н, п.97 Инструкции N 174н, п.100 Инструкции N 183н) по дебету соответствующих счетов счета 0 206 00 и кредиту счета 1 304 05 (0 201 00). На сумму авансовых платежей в учете должно быть отражено денежное обязательство.
2. При принятии к учету первичных документов, отражающих факт исполнения договора, в учете отражается задолженность перед контрагентом (п.102 Инструкции N 162н, п.128 Инструкции N 174н, п.133-142 Инструкции N 183н) по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 730 в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 0 401 20 200; 0 401 50 200; 0 401 60 200; 0 109 00 200; 0 106 00 300; 0 105 00 340; 0 210 12 560.
По факту получения товаров, принятия работ, услуг, одновременно с отражением в учете кредиторской задолженности принимается денежное обязательство в той сумме, которую учреждение должно оплатить (с учетом ранее уплаченного аванса, если он был).
Таким образом, до момента исполнения договора сумма кредиторской задолженности по счету 0 302 00 должна соответствовать сумме неисполненных денежных обязательств, отраженных по счету 0 502 Х2.
Факт исполнения обязательств отражается по дебету счета 0 302 00 в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05, 0 201 11, 0 201 21.
В организациях государственного сектора может возникнуть ситуация при которой произведенная в адрес контрагента оплата по каким-либо причинам возвращена на счет учреждения (неверно указаны реквизиты и т.п.). В таком случае в учете следует отразить восстановление расходов (дебиторской или кредиторской задолженности), но принятое ранее обязательство (денежное обязательство) корректировать не нужно.
3. Исполнение денежного обязательства перед поставщиком может также быть произведено и через подотчетное лицо, в том числе с использованием расчетной (дебетовой) карты (п.84 Инструкции N 162н, п.106 Инструкции N 174н, п.109 Инструкции N 183н). Факт исполнения обязательств в таком случае отразится по дебету счета 0 302 00 в корреспонденции с кредитом счета 0 208 00.
В случае, если производится расчет с поставщиком (подрядчиком) через подотчетное лицо, необходимо соблюдать норму п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов". Так, в силу данной нормы наличные расчеты в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей (предельный размер наличных расчетов).
Кроме того, следует помнить, что все закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе через подотчетных лиц, следует производить с соблюдением норм Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Показатели счетов 500, относящиеся к текущему финансовому году, на следующий год не переносятся. В начале года неисполненные обязательства подлежат перерегистрации.
Бухгалтерская отчетность
Показатели принятых бюджетных обязательств, денежных обязательств, а также показатели, отражающие их исполнение, подлежат отражению казенными учреждениями в Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), далее - Отчет (ф. 0503128). В свою очередь бюджетные, автономные учреждения отражают информацию о принятых и исполненных обязательствах в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738), далее - Отчет (ф. 0503738).
Показатели отчетности формируются на основании данных учетных регистров.
Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738) содержат данные за текущий год в разрезе кодов бюджетной классификации: полных кодов бюджетной классификации расходов бюджета (для казенных учреждений), КВР (для бюджетных, автономных учреждений). В целях составления Отчета (ф.ф. 0503128, 0503738) можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1) показатели объема доведенных лимитов на текущий год заполняются по данным счета 0 501 15 000 (у казенных учреждений). Показатели величины плановых назначений по расходам (объем прав на принятие обязательств), следует брать по данным счета 0 504 10 000 (у бюджетных, автономных учреждений).
При этом, показатели, отраженные в Отчете (ф.ф. 0503128, 0503738) в части доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных плановых назначений , а также их исполнение должны соответствовать аналогичным показателям отраженным в Отчете (ф. 0503127, 0503737);
2) объем принятых бюджетных обязательств (обязательств) следует отражать на основании кредитового оборота счета 0 502 11 000. Принятые бюджетные обязательства (обязательства) не должны превышать сметные (плановые) назначения. В случае, если такое превышение возникло, то соответствующие причины следует раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф.ф. 0503160, 0503760). Кроме того, суммы превышения подлежат дополнительному раскрытию в Сведениях (ф.ф. 0503175, 0503775);
3) объем принятых денежных обязательств, следует брать из кредитового сальдо счета 0 502 12 000. Недопустимо, чтобы этот показатель превышал объем принятых обязательств;
4) величина исполнения обязательств отражается на основании данных счета 1 304 05 000 (в Отчете (ф.0503128)); а также по данным забалансовых счетов 18 "Выбытия денежных средств", открытых к счетам 0 201 00 000. При этом не следует учитывать суммы восстановлений расходов прошлых лет, произведенные в текущем году. На это обстоятельство особенно важно обратить внимание, потому что номера балансовых и забалансовых счетов учета для восстановления расходов будут одинаковыми и по текущему году, и по прошлым годам.
Недопустимо, чтобы исполнение обязательств по договору было больше суммы принятых денежных обязательств;
5) показатель неисполненных принятых обязательств вычисляется арифметически;
6) показатель неисполненных денежных обязательств также вычисляется арифметически. Данный показатель может быть проверен не только с показателями учетных регистров, но и с показателями других форм отчетности. В частности, по общему правилу сумма кредиторской задолженности, отраженная в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769), должна соответствовать сумме неисполненных денежных обязательств, отраженной в Отчете (ф.ф. 0503128, 0503738) в разрезе кодов классификации. При проведении подобной сверки следует иметь ввиду ряд обстоятельств:
- хотя мы говорим о расчетах по закупкам, принимать во внимание следует не только показатели счета 0 302 00 000, но и всех прочих счетов, по которым могут быть кредитовые остатки по соответствующим кодам расходов, связанных с закупками: счета 208 00, счета 303 00 (могут быть задолженности по платежам в бюджет по гражданско-правовым договорам с физлицами);
- возможно, учреждение принимало денежные обязательства по уплате авансов датой, определенной в договоре, которая не совпадает с датой оплаты и но на учетную дату их еще не исполнило. В таком случае неисполненные денежные обязательства по сумме будут превышать кредиторскую задолженность. Кроме того, при подобном отражении денежных обязательств будут не соблюдены требования п. 141 Инструкции 162н. Соответственно, причины не соответствия неисполненных денежных с оборотами счета 0 206 00 необходимо раскрыть в текстовой части пояснительной записки. При этом подобный способ отражения денежных обязательств должен быть закреплен в учетной политикой учреждения.
Показатели Отчетов (ф. 0503128, 0503738) в части исполнения договоров должны удовлетворять следующим правилам:
Показатель | Соотношение | Показатель | Соотношение | Показатель |
принятые обязательства | > или = | принятые денежные обязательства | > или = | исполненные обязательства. |
Показатели по обязательствам годов, следующих за текущим отражаются в разделе 3 Отчета (ф. 0503128, 0503738).
При составлении годовой отчетности показатели неисполненных принятых обязательств и неисполненных денежных обязательства Отчетов (ф.ф. 0503128, 0503738) раскрываются в отчетах Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) (п.170.2 Инструкции N 191н, п. 72.1 Инструкции N 33н).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
1 | Принято бюджетное обязательство (обязательство) | |||||
1.1 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Принятое бюджетное обязательство (обязательство) соответствующего года на основании договора | |
1.2 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Методом "Красное сторно" отражено уменьшение обязательства на основании заключенного дополнительного соглашения | |
1.3 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Сделана дополнительная бухгалтерская запись на сумму увеличения цены договора на основании дополнительного соглашения | |
2 | Принятое денежное обязательство | |||||
2.1 | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | КРБ 1 502 Х2 ХХХ | 1 502 Х1 ХХХ | 1 502 Х2 ХХХ | Принятое денежное обязательство по уплате аванса на соответствующий год | |
2.2 | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | КРБ 1 502 Х2 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | 1 502 Х2 ХХХ | Методом "Красное сторно" отражено уменьшение принятого денежного на основании дополнительного соглашения об уменьшении цены договора и т.п. | |
3 | Исполнение договора | |||||
3.1 | КРБ 1 206 ХХ 560 | КРБ 1 304 05 ХХХ | Х 206 ХХ 560 (Х 206 ХХ 000) | Х 201 11 610 (Х 201 11 000) одновременно увеличение 18 | Уплата аванса за товары, работы, услуги с лицевого счета, открытого в органах казначейства | |
3.2 | КРБ 1 304 05 ХХХ | КРБ 1 206 ХХ 660 | Х 201 11 510 (Х 201 11 000) одновременно уменьшение 18 | Х 206 ХХ 660 (Х 206 ХХ 000) | Возврат аванса на лицевой счет, открытый в органах казначейства в случае прекращения договора или изменения условий договора | |
3.3 | КРБ 1 302 ХХ 830 | КРБ 1 208 ХХ 660 | Х 302 ХХ 830 (Х 302 ХХ 000) | Х 208 ХХ 660 (Х 208 ХХ 000) | Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) через подотчетное лицо |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают коды поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.21 Инструкции N 157н), код КОСГУ (п.3 Инструкции N 183н). Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Учреждение обязано самостоятельно в своей учетной политике утвердить перечень документов, на основании которых в учете будут отражаться обязательства на счетах 502 00. При этом необходимо учесть требования к документам, предусмотренные порядком учета обязательств органами Федерального казначейства и санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).
В частности, на федеральном уровне учреждениям рекомендуется обратить внимание на Приложение N 4.1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н.
В нем содержится перечень документов, которые могут служить основаниями для принятого бюджетного и денежного обязательства. Этот перечень является открытым, то есть, допускающим дополнение, не устанавливает никаких ограничений.
Документом, подтверждающим принятие учреждением на себя бюджетного обязательства (обязательства), связанного с закупкой товаров, работ, услуг, является соответствующий договор. Датой принятия обязательства должна быть дата заключения договора. Если в конце одного года учреждение заключает договор на следующий год, значит в текущем году учреждение принимает на себя обязательство на следующий финансовый год.
Дата и документальное основание для принятия денежного обязательства зависит от условий договора:
1) Если в договоре установлена обязанность учреждения оплатить аванс, указана сумма аванса и предельный срок уплаты - основанием для отражения в учете денежного обязательства является сам договор или дополнительный документ, прямо указанный в договоре как основание для авансового платежа (например, счет). Денежное обязательство отражается в учете датой наступления авансового платежа или датой оплаты. Конкретный механизм о хронологии отражения авансового денежного обязательства закрепляется в учетной политике организации государственного сектора.
При выборе способа казенным учреждениям следует учесть требования изложенные в п. 141 Инструкции 162н.
2) Если в договоре установлено, что обязанность произвести оплату возникает по факту исполнения договора, на основании подтверждающих документов, то основанием для отражения в учете денежного обязательства является соответствующий документ (накладная, акт и т.п.). Денежное обязательство в сумме, которую учреждение должно оплатить (с учетом аванса, если он был) следует отразить одновременно с отражением кредиторской задолженности.
3) Если в договоре установлена обязанность учреждения производить платежи периодически в указанные в договоре сроки и сумме, то основанием для отражения в учете денежного обязательства является сам договор и документ, прямо указанный в договоре как основание для периодического платежа (например, акт выполненных работ по 1 этапу и т.п.).
Ни один из перечисленных видов документов, которые являются документальным подтверждением принятия обязательств, не содержит реквизитов для указания бухгалтерских записей по санкционированию расходов. В связи с чем, учетной политикой учреждения целесообразно предусмотреть порядок использования тех или иных первичных документов для отражения бухгалтерских записей по санкционированию расходов и соответственно для занесения в регистры бюджетного (бухгалтерского) учета. Например, для этих целей может быть использована Бухгалтерская справка (ф.0504833).
Принятые обязательства и денежные обязательства подлежат учету в специальном учетном регистре Журнал регистрации обязательств (ф.0504064). При принятии обязательства оно регистрируется в Журнале (ф.0504064) с указанием основания принятия обязательства, суммы, номера счета учета, даты постановки на учет. По исполнении обязательства или его прекращении делается отметка путем указания даты снятия с учета. Никакой иной информации в Журнал (ф.0504064) вносить не требуется.
По окончании текущего финансового года, при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.
Все бухгалтерские записи, отражающие принятие, изменение и прекращение обязательств также необходимо отражать в учетном регистре Журнал по прочим операциям (ф.0504071).
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НДС
Формирование налоговой базы по налогу на прибыль и НДС не зависит от порядка отражения на счетах санкционирования учреждением обязательств по закупкам товаров, работ, услуг.
Пример 1
Казенное учреждение 11 января 2017 года заключило договор аренды помещения с коммерческой организацией. Условиями договора определена сумма арендной платы в 10 000,00 рублей в месяц, в том числе за январь, подлежащая уплате не позднее пятого числа следующего месяца. Общая сумма договора на год составила 120 000,00 рублей. Оплата производится в установленные договором сроки.
31 января учреждение отразило в учете денежное обязательство и кредиторскую задолженность по арендной плате за январь. 04 февраля 2017 года учреждение произвело оплату аренды за январь. 15 февраля было сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды об увеличении арендной платы до 12 000,00 в месяц начиная с аренды за март. Этой же датой в учете было отражено увеличение бюджетного обязательства. 28 февраля в учете было отражено денежное обязательство и кредиторская задолженность за февраль в сумме 10 000,00 рублей. Начиная с марта в учете ежемесячно последним днем месяца отражалось денежное обязательство и кредиторская задолженность в сумме 12 000,00 рублей.
В бюджетном учете будут сделаны следующие записи:
В казенном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
1 501 13 224 | 1 502 11 224 | 120 000,00 | 11.01.2017 отражено в учете принятое обязательство на основании договора аренды |
1 502 11 224 | 1 502 12 224 | 10 000,00 | 31.01.2017 отражено в учете денежное обязательство по уплате арендной платы за январь |
1 401 20 224 | 1 302 24 730 | 10 000,00 | 31.01.2017 отражена в учете кредиторская задолженность перед арендодателем за январь |
1 302 24 830 | 1 304 05 224 | 10 000,00 | 04.02.2017 отражена в учете оплата аренды за январь |
1 501 13 224 | 1 502 11 224 | 20 000,00 | 15.02.2017 отражено в учете увеличение принятого ранее обязательства на основании дополнительного соглашения |
1 502 11 224 | 1 502 12 224 | 10 000,00 | 28.02.2017 отражено в учете денежное обязательство по уплате арендной платы за февраль |
1 401 20 224 | 1 302 24 730 | 10 000,00 | 28.02.2017 отражена в учете кредиторская задолженность перед арендодателем за февраль |
1 302 24 830 | 1 304 05 244 | 10 000,00 | 03.03.2017 отражена в учете оплата аренды за февраль |
1 50211 224 | 1 50212 224 | 12 000,00 | 31.03.2017 отражено в учете денежное обязательство по уплате арендной платы за март |
1 401 20 224 | 1 302 24 730 | 12 000,00 | 31.03.2017 отражена в учете кредиторская задолженность перед арендодателем за март |
Пример 2
Бюджетное (автономное) учреждение 15 февраля 2017 года заключило сублицензионный договор на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на антивирусное программное обеспечение сроком действия прав на один год на сумму 98000 рублей. Согласно условиям договора учреждение обязано произвести 100% авансовую оплату в течение трех рабочих дней после подписания договора. В течение тридцати рабочих дней после получения оплаты лицензиар обязан передать учреждению неисключительные права. Оплата договора производится за счет средств от приносящей доход деятельности. Неисключительные права на программные продукты НДС не облагаются. Согласно п. 302 Инструкции N 157н расходы на приобретение неисключительных прав на пользование нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов отнесены на расходы будущих периодов. Оплата произведена в пределах установленного договором срока (17.02.2017). Передача неисключительных прав произведена (16.03.2017). Неисключительные права отражены на забалансовом счете.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
2 506 10 226 | 2 502 11 226 | 2 506 10 226 | 2 502 11 226 | 98 000,00 | 15.02.2017 отражено в учете принятое обязательство на основании сублицензионного договора |
2 502 11 226 | 2 502 12 226 | 2 502 11 226 | 2 502 12 226 | 98 000,00 | 15.02.2017 отражено в учете денежное обязательство по уплате 100% аванса |
2 206 26 560 | 2 201 11 610 18 КОСГУ 226 | 2 206 26 000 | 2 201 11 000 18 КОСГУ 226 | 98 000,00 | 17.02.2017 отражена в учете оплата аванса |
2 401 50 226 | 2 302 26 730 | 2 401 50 226 | 2 302 26 000 | 98 000,00 | 16.03.2017 отражено в учете получение неисключительных (пользовательских) прав на программные продукты *(1) |
01 | 01 | 98 000,00 | 16.03.2017 неисключительные права приняты к учету | ||
2 302 26 830 | 2 206 26 660 | 2 302 26 000 | 2 206 26 000 | 98 000,00 | 16.03.2017 отражен в учете зачет аванса |
______________________________
*(1) расходы будущих периодов подлежат включению в состав расходов текущего года в течение всего срока, к которому относятся расходы, в порядке, установленном учетной политикой учреждения, например, равномерно. Отнесение расходов будущих периодов на себестоимость готовой продукции, работ, услуг инструкциями не предусмотрено.
Пример 3
Бюджетное (автономное) учреждение здравоохранения 16 января 2017 года заключило на 2017 год с коммерческой организацией договор на выполнение лабораторных исследований за счет средств ОМС без применения конкурентных процедур. Исходя из планируемого объема приобретения услуг сумма договора определена в 130 000,00 рублей. Условиями договора предусмотрено, что учреждение заказывает выполнение лабораторных исследований у подрядчика по мере необходимости, подрядчик за каждое исследование выставляет акт о выполнении работ в соответствии с расценками (приложение к договору). Договором установлено, что учреждение ежемесячно, не позднее пятого числа следующего месяца, должно производить оплату в сумме фактически приобретенных за месяц услуг.
В январе 2017 года лабораторные исследования были произведены дважды: 23.01.2017 на сумму 5 234,00 руб. и 30.01.2017 на сумму 3 542,00 руб.
По состоянию на 25.12.2017 учреждение фактически получило услуги на сумму 106 978 рублей. Между сторонами было заключено дополнительное соглашение об уменьшении цены договора до этой суммы, то есть, на 23 022,00 рубля.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
7 506 10 226 | 7 502 11 226 | 7 506 10 226 | 7 502 11 226 | 130 000,00 | 16.01.2017 отражено в учете принятое обязательство на основании договора |
7 401 20 226 | 7 302 26 730 | 7 401 20 226 | 7 302 26 000 | 5 234,00 | 23.01.2017 отражено в учете приобретение услуг |
7 502 11 226 | 7 502 12 226 | 7 502 11 226 | 7 502 12 226 | 5 234,00 | 23.01.2017 отражено в учете денежное обязательство в сумме фактически полученных услуг |
7 401 20 226 | 7 302 26 730 | 7 401 20 226 | 7 302 26 000 | 3 542,00 | 30.01.2017 отражено в учете приобретение услуг *(1) |
7 502 11 226 | 7 502 12 226 | 7 502 11 226 | 7 502 12 226 | 3 542,00 | 30.01.2017 отражено в учете денежное обязательство в сумме фактически полученных услуг за январь |
7 302 26 830 | 7 201 11 610 | 7 302 26 000 | 7 201 11 000 | 8 876,00 | 05.02.2017 отражена в учете оплата фактически полученных услуг за январь |
В конце года | |||||
7 506 10 226 | 7 502 11 226 | 7 506 10 226 | 7 502 11 226 | - 23022 | 25.12.2017 отражено в учете уменьшение принятого обязательства на основании дополнительного соглашения к договору |
Учет принятия и исполнения обязательств по закупкам - без применения конкурентных способов (для госсектора)
Государственное (муниципальное) учреждение в течение финансового года для обеспечения своей деятельности заключает договоры. Каким образом отразить в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности на счетах санкционирования факт заключения и оплаты договоров без применения конкурентных способов, в том числе в случае наличия предварительной оплаты, заключения дополнительных соглашений к договору, расторжения?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на апрель 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт