Учет санкционирования расходов при конкурентных закупках (для госсектора)
Государственное (муниципальное) учреждение проводит конкурентную процедуру для определения поставщика (подрядчика). Каким образом отразить в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности на счетах санкционирования факт начала и завершения конкурентной процедуры, принятия обязательств по ее результатам, в том числе сумм экономии, заключения дополнительных соглашений к контракту, а также случаев, когда контракт не был заключен.
Юридические аспекты
Учреждения государственного сектора обязаны при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд руководствоваться специальными нормами законодательства:
1) Казенные учреждения - во всех случаях закупок - в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ).
2) Бюджетные учреждения - в случае закупок, производимых за счет кодов источников финансового обеспечения 4, 5, 6, 7 - Законом N 44-ФЗ. Закупки за счет средств от приносящей доход деятельности (КФО 2) они могут производить по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N 223-ФЗ), если заранее примут соответствующий правовой акт и до начала года разместят его в единой информационной системе в сфере закупок, иначе и за счет этих средств закупки необходимо будет производить по правилам Закона N 44-ФЗ.
3) Автономные учреждения - в случае закупок, производимых за счет кодов источников финансового обеспечения 6 (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства) - Законом N 44-ФЗ. Закупки за счет остальных кодов источников финансового обеспечения - 2, 4, 5, 7 осуществляются в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Оба эти законодательных акта, Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, предписывают в определенных случаях производить закупки конкурентными способами, то есть, таким образом, чтобы выявить поставщика (подрядчика), предлагающего наилучшие для учреждения условия.
Понятие "обязательства" для организаций государственного сектора тесно связано с понятием "право на принятие обязательств". Учреждение не может принимать на себя обязательства в неограниченном количестве. На каждый финансовый год учреждению устанавливается предел, сколько оно может принимать на себя обязательств по каждому направлению расходования средств.
Для казенных учреждений этот предел называется "лимитом бюджетных обязательств" (ст. 6 БК РФ) и устанавливается бюджетной сметой. Ограничение устанавливается не на этапе расходования денег, а на этапе, когда учреждение принимает обязательства, в том числе и на момент начала конкурентных процедур (ст. 219 п. 2 БК РФ).
Для бюджетных и автономных учреждений этот предел устанавливается Планом ФХД (п. 8 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н, далее Приказ N 81н).
Процедура санкционирования расходов направлена на то, чтобы организации государственного сектора не принимали обязательств сверх установленных пределов.
При заключении договоров (контрактов) с использованием конкурентных процедур для всех типов организаций государственного сектора в учете используется специальный вид обязательств, который в п. 308 Инструкции N 157н определен следующим образом:
принимаемые обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (контракта) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из приведенного определения видно, что показатели принимаемых обязательств отражают данные извещений, размещаемые в единой информационной системе (ст. 4 Закона N 44-ФЗ, ст. 4 Закона N 223-ФЗ) или направленных приглашений.
Договоры, заключенные без применения конкурентных процедур в качестве принимаемых обязательств не отражаются
Введение в инструкции такого объекта учета, как принимаемые обязательства, имеет две цели:
1) Чтобы отразить в учете и проконтролировать уменьшение свободных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (для казенных учреждений), прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных учреждений) на том этапе, когда контракт еще не заключен, но извещение уже размещено в системе закупок или направлено соответствующее приглашение.
2) Чтобы проконтролировать финансовую эффективность применения конкурентных процедур, увидеть суммы достигнутой экономии.
Бухгалтерский учет
Порядок принятия и исполнения обязательств с применением конкурентных процедур можно разделить на следующие этапы:
- отражение в учете принимаемого обязательства;
- принятие бюджетного обязательства (обязательства);
- принятие денежного обязательства;
- исполнение обязательства.
Расчеты по обязательствам по закупкам товаров, работ, услуг отражаются на следующих счетах:
- на счете 502 Х1 "Принятые обязательства" - кредитовый оборот счета отражает суммы обязательств, принятых учреждением в соответствующем году. Кредитовое сальдо счета отражает текущий объем принятых обязательств, по которым еще не наступил срок оплаты.
- на счете 502 Х2 "Принятые денежные обязательства" - кредитовый оборот счета отражает суммы денежных обязательств, принятых учреждением в соответствующем году. Кредитовое сальдо счета отражает тоже самое.
- на счете 502 Х7 "Принимаемые обязательства" - кредитовое сальдо счета отражает сумму размещенных в единой информационной системе извещений, сумму направленных приглашений, по которым конкурентные процедуры еще не завершены.
При этом в четвертой позиции кода счета (в 22 позиции номера счета) отражается числовой признак года, в котором будет исполняться принимаемое обязательство (п. 309 Инструкции N 157н).
Помимо отражения принятых обязательств в рамках заключенного контракта на счетах санкционирования учреждению необходимо организовать учет дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на счетах групп 206 00 и 302 00.
При этом, бухгалтерский учет на указанных счетах организуется с указанием всех знаков в номере счета, в том числе кода видов расходов (далее - КВР).
Обязательства учреждения при осуществлении закупок с применением конкурентных процедур отражаются в учете в следующем порядке:
1) Когда начата конкурентная процедура, в системе закупок размещено извещение, в учете отражается принимаемое обязательство.
Сумма принимаемого обязательства уменьшает свободные лимиты бюджетных обязательств (п. 141.1 Инструкции N 162н), свободный объем прав на принятие обязательств, (п. 174 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н) и отражается записью:
Дебет 1 501 Х3 ХХХ - Кредит 1 502 Х7 ХХХ (у казенных учреждений);
Дебет Х 506 Х0 ХХХ - Кредит счета Х 502 Х7 ХХХ (у бюджетных, автономных учреждений).
2) Когда конкурентная процедура завершена определением поставщика (подрядчика), в учете отражается обязательство участника бюджетного процесса (п. 141.1 Инструкции N 162н), обязательство учреждения (п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н).
Дебет 1 502 Х7 ХХХ - Кредит 1 502 Х1 ХХХ (для казенных учреждений);
Дебет Х 502 Х7 ХХХ - Кредит Х 502 Х1 ХХХ (для бюджетных, автономных учреждений).
Если при заключении контракта была достигнута экономия по сравнению с начальной максимальной ценой, в учете делается запись, восстанавливающая объем ЛБО (п. 141.1 Инструкции N 162н), прав на принятие обязательств (п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н) на сумму экономии:
Дебет 1 502 Х7 ХХХ - Кредит 1 501 Х3 ХХХ (у казенных учреждений);
Дебет Х 502 Х7 ХХХ - Кредит счета Х 506 Х0 ХХХ (у бюджетных, автономных учреждений).
3) Если по результатам конкурентной процедуры контракт не был заключен (в случае отказа поставщика, выигравшего конкурс (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), от заключения контракта (аукциона, запроса котировок, запроса предложений) или отсутствия заявок, производится запись, аналогичная сделанной при начале конкурентной процедуры, методом "Красное сторно" (п. 141.1 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н):
Дебет 1 501 Х3 ХХХ - Кредит 1 502 Х7 ХХХ (у казенных учреждений);
Дебет Х 506 Х0 ХХХ - Кредит счета Х 502 Х7 ХХХ (у бюджетных, автономных учреждений).
4) В случае изменения цены контракта на основании дополнительного соглашения, в учете отражается изменение суммы обязательства участника бюджетного процесса в корреспонденции со счетом учета ЛБО (для казенных учреждений), суммы обязательства учреждения в корреспонденции со счетом учета прав на принятие обязательств (для бюджетных, автономных учреждений): увеличение цены контракта - со знаком "плюс", уменьшение цены контракта со знаком "минус" (п. 140 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н). Расторжение контракта отражается в бухгалтерском учете теми же записями, что и в случае уменьшения цены контракта, то есть методом "Красное сторно".
Дебет 1 501 Х3 ХХХ - Кредит 1 502 Х1 ХХХ (у казенных учреждений);
Дебет Х 506 Х0 ХХХ - Кредит счета Х 502 Х1 ХХХ (у бюджетных, автономных учреждений).
5) Если конкурентная процедура завершилась заключением контракта, то далее в соответствии с условиями контракта учреждение должно принять и отразить в учете денежные обязательства. Денежное обязательство означает наступившую для учреждения обязанность произвести оплату. Условиями контракта устанавливается или предельная дата оплаты, или однозначные условия для ее определения. Контрактом может быть установлена необходимость произвести авансовую оплату. Порядок отражения в бюджетном учете показателей принятых денежных обязательств осуществляется в порядке, изложенном в п. 141 Инструкции 162н. При этом бюджетным и автономным учреждениям при организации учета денежных обязательств также рекомендуется учитывать требования п. 141 Инструкции N 162н (Письмо Минфина РФ от 21.01.2013 N 02-06-07/155).
Денежное обязательство при отражении в учете уменьшает кредитовый показатель на счете принятых обязательств и увеличивает показатель на счете денежных обязательств (п. 141 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н). В результате остаток по счету 0 502 Х1 отражает сумму принятых обязательств, по которым еще не наступил срок оплаты. Принятие денежных обязательств отражается записью:
Дебет 1 502 Х1 ХХХ Кредит 1 502 Х2 ХХХ (для казенных учреждений);
Дебет Х 502 Х1 ХХХ Кредит Х 502 Х2 ХХХ (для бюджетных, автономных учреждений).
Изменение суммы денежного обязательства в случае изменения цены контракта или сроков оплаты отражается в учете такой же корреспонденцией с учетом знака, то есть: увеличение цены контракта - со знаком "плюс", уменьшение цены контракта со знаком "минус".
При исполнении контракта поставщиком (подрядчиком) у заказчика-учреждения возникает необходимость одновременно с принятием денежных обязательств отразить и сумму кредиторской задолженности на счете 0 302 00. Если производятся авансовые платежи, то дебиторская задолженность на счете 0 206 00 возникает непосредственно по факту исполнения денежного обязательства.
Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета исполнение обязательств в различных ситуациях:
1. Когда производится авансовая оплата в соответствии с условиями контракта, увеличивается показатель на счете учета авансов, уплаченных поставщикам (подрядчикам) (п. 80 Инструкции N 162н, п. 97 Инструкции N 174н, п. 100 Инструкции N 183н) по дебету соответствующих счетов счета 0 206 00 и кредиту счета 1 304 05 (0 201 00). На сумму авансовых платежей в учете должно быть отражено денежное обязательство.
2. При принятии к учету первичных документов, отражающих факт исполнения контракта, в учете отражается задолженность перед контрагентом (п. 102 Инструкции N 162н, п. 128 Инструкции N 174н, п. 133-142 Инструкции N 183н) по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 730 в корреспонденции с соответствующими счетами аналитического учета счетов 0 401 20 200; 0 401 50 200; 0 401 60 200; 0 109 00 200; 0 106 00 300; 0 105 00 340; 0 210 12 560.
По факту получения товаров, принятия работ, услуг, одновременно с отражением в учете кредиторской задолженности принимается денежное обязательство в той сумме, которую учреждение должно оплатить (с учетом ранее уплаченного аванса, если он был).
Таким образом, до момента оплаты контракта сумма кредиторской задолженности на счете 0 302 00 должна соответствовать сумме неисполненных денежных обязательств, отраженных на счете 0 502 Х2.
Факт исполнения обязательств отражается по дебету счета 0 302 00 в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05, 0 201 11, 0 201 21.
В организациях государственного сектора может возникнуть ситуация при которой произведенная в адрес контрагента оплата по каким-либо причинам возвращена на счет учреждения (неверно указаны реквизиты и т. п.). В таком случае в учете следует отразить восстановление кассовых расходов и кредиторской/дебиторской задолженности, но принятое ранее обязательство (денежное обязательство) корректировать не нужно.
Показатели счетов 500, относящиеся к текущему финансовому году, на следующий год не переносятся. В начале года неисполненные обязательства подлежат перерегистрации.
Бухгалтерская отчетность
Показатели принимаемых обязательств, принятых обязательств, денежных обязательств, а также показатели, отражающие их исполнение, подлежат отражению казенными учреждениями в Отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), далее - Отчет (ф. 0503128). Бюджетные, автономные учреждения отражают информацию о принятых и исполненных обязательствах в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738), далее - Отчет (ф. 0503738).
Показатели отчетности формируются на основании данных учетных регистров. Соответственно, если возникают сомнения в правильности формирования отчета, следует проверить, какие данные в учетных регистрах, и сверить их с данными отчета.
Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738) содержат данные за текущий год в разрезе кодов бюджетной классификации: полных кодов бюджетной классификации расходов бюджета (для казенных учреждений), КВР (для бюджетных, автономных учреждений). В целях составления Отчета (ф.ф. 0503128, 0503738) можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1) Показатели объема доведенных лимитов на текущий год заполняются по данным счета 0 501 15 000 (у казенных учреждений). Показатели величины плановых назначений по расходам (объем прав на принятие обязательств), следует брать по данным счета 0 504 10 000 (у бюджетных, автономных учреждений).
При этом, показатели, отраженные в Отчете (ф.ф. 0503128, 0503738) в части доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных плановых назначений, а также их исполнение должны соответствовать аналогичным показателям отраженным в Отчете (ф. 0503127, 0503737).
2) Показатель принимаемых обязательств отражает только суммы размещенных в единой информационной системе извещений (направленных приглашений), по которым конкурентные процедуры еще не завершены; исходными данными для этого показателя является кредитовое сальдо счета 0 502 17 000.
3) Объем принятых бюджетных обязательств (обязательств) следует отражать на основании кредитового оборота счета 0 502 11 000. Принятые бюджетные обязательства (обязательства) не должны превышать сметные (плановые) назначения. В случае, если такое превышение возникло, то соответствующие причины следует раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф.ф. 0503160, 0503760). Кроме того, суммы превышения подлежат дополнительному раскрытию в Сведениях (ф.ф. 0503175, 0503775); в отдельной графе следует отразить ту часть обязательств, которые приняты с применением конкурентных процедур, исходя из кредитового оборота счета 0 502 11 000 в корреспонденции с дебетом счета 0 502 17 000.
Объем принятых денежных обязательств, следует брать из кредитового сальдо счета 0 502 12 000. Недопустимо, чтобы этот показатель превышал объем принятых обязательств.
Величина исполнения обязательств отражается на основании данных счета 1 304 05 000 (в Отчете (ф.0503128)); а также по данным забалансовых счетов 18 "Выбытия денежных средств", открытых к счетам 0 201 00 000. При этом не следует учитывать суммы восстановлений расходов прошлых лет, произведенные в текущем году. На это обстоятельство особенно важно обратить внимание, потому что номера балансовых и забалансовых счетов учета для восстановления расходов будут одинаковыми и по текущему году, и по прошлым годам.
Недопустимо, чтобы исполнение обязательства было больше суммы принятых денежных обязательств.
5) Показатель неисполненных принятых обязательств вычисляется арифметически.
6) Показатель неисполненных денежных обязательств также вычисляется арифметически. Данный показатель может быть проверен с показателями кредиторской задолженности по данным учетных регистров, а также данными других форм отчетности, отражающих кредиторскую задолженность, то есть, Сведениям о дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769). Суть сверки состоит в том, что кредиторская задолженность на балансовых счетах учета должна соответствовать сумме неисполненных денежных обязательств, отраженной в Отчете (ф.ф. 0503128, 0503738) в разрезе кодов классификации. При проведении подобной сверки следует иметь ввиду ряд обстоятельств:
- хотя мы говорим о расчетах по закупкам, принимать во внимание следует не только показатели счета 0 302 00 000, но и всех прочих счетов, по которым могут быть кредитовые остатки по соответствующим кодам расходов, связанных с закупками: счета 208 00, счета 303 00 (могут быть задолженности по платежам в бюджет по гражданско-правовым контрактам с физлицами);
- возможно, учреждение принимало денежные обязательства по уплате авансов датой, определенной в контракте, которая не совпадает с датой оплаты и но на учетную дату их еще не исполнило. В таком случае неисполненные денежные обязательства по сумме будут превышать кредиторскую задолженность. Кроме того, при подобном отражении денежных обязательств будут не соблюдены требования п. 141 Инструкции 162н. Соответственно, о причинах несоответствия неисполненных денежных с оборотами счета 0 206 00 необходимо раскрыть в текстовой части пояснительной записки. При этом подобный способ отражения денежных обязательств должен быть закреплен в учетной политикой учреждения.
Показатели Отчетов (ф. 0503128, 0503738) в части исполнения контрактов должны удовлетворять следующим правилам:
Показатель | Соотношение | Показатель | Соотношение | Показатель |
принятые обязательства | > или = | принятые денежные обязательства | > или = | исполненные обязательства. |
Показатели по обязательствам годов, следующих за текущим, отражаются в разделе 3 Отчета (ф. 0503128, 0503738).
При составлении годовой отчетности показатели неисполненных принятых обязательств и неисполненных денежных обязательства Отчетов (ф.ф. 0503128, 0503738) раскрываются в отчетах Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175), Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775) (п. 170.2 Инструкции N 191н, п. 72.1 Инструкции N 33н) в разрезе контрагентов, сумм, дат и причин неисполнения обязательств. Также в Сведениях (ф.ф. 0503175, 0503775) предусмотрен специальный раздел 4, который является единственной отчетной формой, где показываются суммы экономии, полученной по результатам закупок с применением конкурентных процедур. Суммы экономии отражаются в разрезе кодов бюджетной классификации и порядкового номера года, к которому относятся соответствующие обязательства. При этом показанная в разделе 4 Сведений сумма обязательств, принятых с применением конкурентных процедур, должна соответствовать данным Отчетов (ф.ф. 0503128, 0503738).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Проведена конкурентная процедура определения поставщика (заказчика) | ||||
1.1 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х7 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х7 ХХХ | Размещено извещение в единой информационной системе (направлено приглашение) |
1.2 | КРБ 1 502 Х7 ХХХ | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | Х 502 Х7 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Получена экономия при заключении контракта с применением конкурентных процедур |
1.3 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х7 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х7 ХХХ | Методом "Красное сторно" отражен отказ победителя от заключения контракта, а также факт отсутствия заявок от участников |
2 | Принято бюджетное обязательство (обязательство) | ||||
2.1 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Принятое бюджетное обязательство (обязательство) соответствующего года на основании контракта, заключенного с применением конкурентных процедур |
2.2 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Методом "Красное сторно" отражено уменьшение обязательства на основании заключенного дополнительного соглашения |
2.3 | КРБ 1 501 Х3 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | Х 506 Х0 ХХХ | Х 502 Х1 ХХХ | Сделана дополнительная бухгалтерская запись на сумму увеличения цены контракта на основании дополнительного соглашения |
3 | Принятое денежное обязательство | ||||
3.1 | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | КРБ 1 502 Х2 ХХХ | 1 502 Х1 ХХХ | 1 502 Х2 ХХХ | Принятое денежное обязательство по уплате аванса на соответствующий год |
2.2 | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | КРБ 1 502 Х2 ХХХ | КРБ 1 502 Х1 ХХХ | 1 502 Х2 ХХХ | Методом "Красное сторно" отражено уменьшение принятого денежного на основании дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта |
3 | Исполнение обязательств учреждения по контракту | ||||
3.1 | КРБ 1 206 ХХ 560 | КРБ 1 304 05 ХХХ |
одновременно увеличение 18 | Уплата аванса в соответствии с условиями контракта с лицевого счета, открытого в органах казначейства | |
3.2 | КРБ 1 302 ХХ 830 | КРБ 1 304 05 ХХХ |
одновременно увеличение 18 | Оплата по контракту с учетом ранее уплаченного аванса с лицевого счета, открытого в органах казначейства |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают коды поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 21 Инструкции N 157н), код КОСГУ (п. 3 Инструкции N 183н). Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Документооборот
Учреждение обязано самостоятельно в своей учетной политике утвердить перечень документов, на основании которых в учете будут отражаться обязательства на счетах 502 00. При этом необходимо учесть требования к документам, предусмотренные порядком учета обязательств органами Федерального казначейства и санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).
В частности, на федеральном уровне учреждениям рекомендуется обратить внимание на Приложение N 4.1 к Порядку учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н. В нем содержится перечень документов, которые могут быть основаниями для принятого бюджетного и денежного обязательства. Этот перечень является открытым, то есть, допускающим дополнение, не устанавливает никаких ограничений.
Информация о факте размещения извещения о проведении закупки в единой информационной системе, отказе победителя от заключения контракта, отсутствии заявок от участников может быть сверена с данными единой информационной системы, а также с данными реестра госконтрактов. Поскольку эти факты хозяйственной жизни необходимо отражать в учете, следует предусмотреть формирование соответствующих документов, а также порядок поступления этих документов в бухгалтерию из подразделения учреждения, ответственного за проведение закупок, назначить лиц, ответственных за своевременную передачу этой информации в бухгалтерию.
Документом, подтверждающим принятие учреждением на себя бюджетного обязательства (обязательства), принятого по результатам конкурентных процедур, является соответствующий контракт. Он также позволяет определить сумму экономии, подлежащую отражению в учете. Датой принятия обязательства должна быть дата заключения контракта. Если в конце одного года учреждение заключает контракт на следующий год, значит в текущем году учреждение принимает на себя обязательство на следующий финансовый год.
Дата и документальное основание для принятия денежного обязательства зависит от условий контракта:
1) Если в контракте установлена обязанность учреждения оплатить аванс, указана сумма аванса и предельный срок уплаты - основанием для отражения в учете денежного обязательства является сам контракт или дополнительный документ, прямо указанный в контракте как основание для авансового платежа (например, счет). Денежное обязательство отражается в учете датой заключения контракта или датой поступления в учреждения документа-основания в зависимости от условий договора.
Если в контракте установлено, что обязанность произвести оплату возникает по факту исполнения контракта поставщиком (подрядчиком), на основании подтверждающих документов, то основанием для отражения в учете денежного обязательства является соответствующий документ (накладная, акт и т.п.). Денежное обязательство в сумме, которую учреждение должно оплатить (с учетом аванса, если он был) следует отразить одновременно с отражением кредиторской задолженности.
Если в контракте установлена обязанность учреждения производить платежи периодически в указанные в контракте сроки и сумме, то основанием для отражения в учете денежного обязательства является сам контракт и документ, прямо указанный в контракте как основание для периодического платежа (например, акт выполненных работ по 1 этапу и т.п.).
Ни один из перечисленных видов документов, которые являются документальным подтверждением принятия обязательств, не содержит реквизитов для указания бухгалтерских записей по санкционированию расходов. В связи с этим, учетной политикой учреждения необходимо установить первичные документы для отражения бухгалтерских записей по санкционированию расходов в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета. Например, для этих целей может быть использована Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Принимаемые, принятые обязательства и денежные обязательства подлежат учету в специальном учетном регистре Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) (п. 320 Инструкции N 157н). При принятии обязательства оно регистрируется в Журнале (ф. 0504064) с указанием основания принятия обязательства, суммы, номера счета учета, даты постановки на учет. По исполнении обязательства или его прекращении делается отметка путем указания даты снятия с учета.
По окончании текущего финансового года, при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый (п. 312 Инструкции N 157н).
Все бухгалтерские записи, отражающие принятие, изменение и прекращение обязательств также необходимо отражать в учетном регистре Журнал по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 314 Инструкции N 157н).
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НДС
Формирование налоговой базы по налогу на прибыль и НДС не зависит от порядка отражения на счетах санкционирования учреждением обязательств по закупкам товаров, работ, услуг.
Пример 1.
Бюджетное образовательное учреждение 17 марта 2017 года разместило в единой информационной системе извещение о проведении конкурентной процедуры на выполнение работ по капитальному ремонту здания. Согласно учетной политике учреждения принимаемые обязательства отражаются в учете на основании Справки по форме, утвержденной учетной политикой и передаваемой в бухгалтерию учреждения из отдела, ответственного за закупки, при размещении извещения в ЕИС. Конкурентная процедура проводилась в форме электронного аукциона. Справка из отдела закупки в бухгалтерию была направлена по факту размещения извещения в ЕИС. Оплата контракта предусмотрена за счет средств субсидии на иные цели. Начальная максимальная цена составила 500 000 рублей. По результатам конкурентной процедуры 14 апреля 2017 года был заключен контракт с подрядчиком по цене 485 000 рублей с условием оплаты в течение трех рабочих по факту сдачи работ. Подрядчик завершил работы в пределах установленного контрактом срока 10 июля 2017 года. Учреждение оплатило за выполненные работы 12 июля 2017 года.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
5 506 10 225 | 5 502 17 225 | 5 506 10 225 | 5 502 17 225 | 500 000,00 | 17.03.2017 отражено в учете принимаемое обязательство на основании размещения извещения в ЕИС | |
5 502 17 225 | 5 502 11 225 | 5 502 17 225 | 5 502 11 225 | 485 000,00 | 14.04.2017 отражено в учете принятое обязательство на основании контракта | |
5 502 17 225 | 5 506 10 225 | 5 502 17 225 | 5 506 10 225 | 15 000,00 | 14.04.2017 отражена в учете экономия, достигнутая при проведении конкурентной процедуры | |
5 502 11 225 | 5 502 12 225 | 5 502 11 225 | 5 502 12 225 | 485 000,00 | 10.07.2017 отражено в учете денежное обязательство по оплате выполненных работ по контракту | |
5 401 20 225 | 5 302 25 730 | 5 401 20 225 | 5 302 25 000 | 485 000,00 | 10.07.2017 отражена в учете кредиторская задолженность перед подрядчиком по контракту | |
5 302 25 830 | 5 201 11 610 КОСГУ 225 | 5 30225 000 | 5 201 11 000 КОСГУ 225 | 485 000,00 | 12.07.2017 отражена в учете оплата по контракту |
Пример 2.
Казенное учреждение Департамент особо охраняемых территорий 18 марта 2017 года разместило в единой информационной системе извещение о проведении конкурентной процедуры на выполнение научно-исследовательской работы по определению максимального поголовья оленей в Заказнике Н. На указанные цели учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств по КВР 241 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Учреждение не планировало получить в результате контракта исключительные права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Согласно п. 141.1 Инструкции N 162н принимаемые обязательства учреждение отражает в учете при размещении в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок (направлении приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в зависимости от того, какой порядок начала конкурентной процедуры предусмотрен для соответствующего вида конкурентной процедуры согласно нормам Закона N 44-ФЗ. Конкурентная процедура проводилась в форме открытого конкурса. Принимаемое обязательство отражалось в учете по факту размещения извещения в ЕИС. Начальная максимальная цена составила 300 000 рублей. По результатам конкурентной процедуры 12 апреля 2017 года был заключен контракт с подрядчиком по цене 300 000 рублей с условием оплаты в течение пяти рабочих по факту сдачи работ. 15 апреля было заключено дополнительное соглашение к контракту об уменьшении объема работ на 10% и пропорциональном уменьшении цены контракта до 270 000 рублей. Подрядчик завершил работы в пределах установленного контрактом срока 08 июня 2017 года. Учреждение оплатило за выполненные работы 12 июня 2017 года.
В бюджетном учете сделаны следующие записи:
В казенном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
КРБ 1 501 13 226 | КРБ 1 502 17 226 | 300 000,00 | 18.03.2017 отражено в учете принимаемое обязательство на основании размещения извещения в ЕИС |
КРБ 1 502 17 226 | КРБ 1 502 11 226 | 300 000,00 | 12.04.2017 отражено в учете принятое обязательство на основании контракта |
КРБ 1 501 13 226 | КРБ 1 502 11 226 | 30 000,00 | 15.04.2017 отражено в учете уменьшении цены контракта на основании дополнительного соглашения методом "Красное сторно" |
КРБ 1 502 11 226 | КРБ 1 502 12 226 | 270 000,00 | 08.06.2017 отражено в учете денежное обязательство по оплате выполненных работ по контракту |
КРБ 1 401 20 226 | КРБ 1 302 26 730 | 270 000,00 | 08.06.2017 отражена в учете кредиторская задолженность перед подрядчиком по контракту, приняты к учету вложения в нематериальные активы |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 304 05 226 | 270 000,00 | 12.06.2017 отражена в учете оплата по контракту |
Пример 3.
Бюджетное учреждение муниципальная районная больница 20 января 2017 года разместило в единой информационной системе извещение о проведении конкурентной процедуры на поставку моторного топлива для автомобилей скорой помощи. В учетной политике учреждения установлен порядок отражения в учете принимаемых обязательств аналогично нормам п. 141.1 Инструкции N 162н, то есть, на основании размещения извещения или направления предложения, в зависимости от того, какой порядок начала конкурентной процедуры предусмотрен для соответствующего вида конкурентной процедуры согласно нормам Закона N 44-ФЗ. Конкурентная процедура проводилась в форме электронного аукциона. Принимаемое обязательство отражалось в учете по факту размещения извещения в ЕИС. Оплата контракта предусмотрена за счет средств субсидии на муниципальное задание. Начальная цена составила 2 400 000 рублей. По результатам конкурентной процедуры 30 января 2017 года конкурентная процедура была признана несостоявшейся по причине отсутствия заявок.
В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
4 506 10 340 | 4 502 17 340 | 4 506 10 340 | 4 502 17 340 | 2 400 000,00 | 20.01.2017 отражено в учете принимаемое обязательство на основании размещения извещения в ЕИС | |
4 506 10 340 | 4 502 17 340 | 4 506 10 340 | 4 502 17 340 | -2 400 000,00 | 30.01.2017 отражена в учете отмена принимаемого обязательства по причине отсутствия заявок |
Учет санкционирования расходов при осуществлении закупок с применением конкурентных процедур (для госсектора)
Государственное (муниципальное) учреждение проводит конкурентную процедуру для определения поставщика (подрядчика). Каким образом отразить в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности на счетах санкционирования факт начала и завершения конкурентной процедуры, принятия обязательств по ее результатам, в том числе сумм экономии, заключения дополнительных соглашений к контракту, а также случаев, когда контракт не был заключен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт