Учет изготовления основных средств подрядным способом из материалов заказчика (для госсектора)
Учреждением приобретены материалы для изготовления (сборки, создания) объекта основных средств. Основное средство из материалов учреждения изготавливает подрядчик. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Юридические аспекты
В рамках различных видов деятельности госучреждения могут осуществлять изготовление основных средств хозяйственным способом, в том числе с привлечением подрядчиков (юридических и физических лиц).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).
В общем случае работа по договору подряда выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ). В то же время договор подряда может предусматривать условие, по которому изготовление вещи будет производиться из материалов заказчика.
Подрядчиками при изготовлении объектов основных средств из материалов заказчика могут выступать как юридические, так и физические лица.
При заключении договоров на выполнение подрядных работ должны выполняться требования законодательства о закупках. Физические лица, согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ и п. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть участниками закупки, проводимой для государственных (муниципальных) нужд.
При проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или иного лица, занимающегося частной практикой) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
На сумму вознаграждения подрядчика - физического лица учреждение должно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а если это предусмотрено договором, то и на обязательное страхование "от несчастных случаев" (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ; абз. четвертый п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Бухгалтерский учет
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет в составе основных средств имущества, отвечающего критериям отнесения к основным средствам, вне зависимости от способа его поступления в учреждение (п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н).
Другими словами, изготовленное силами подрядчика из материалов учреждения имущество при его соответствии критериям, установленным Инструкцией N 157н, должно учитываться в организации госсектора в составе основных средств.
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции N 157н).
Для основных средств, созданных (изготовленных) силами подрядчика из материалов учреждения, первоначальной (фактической) стоимостью признается сумма фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением основных средств (п. 47 Инструкции N 157н). При этом в фактические вложения учреждения включаются:
- стоимость израсходованных материалов;
- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков));
- иные затраты, непосредственно связанные с созданием (изготовлением) основного средства.
Сумма "входного" НДС учитывается при формировании первоначальной стоимости таких объектов, если они изготавливаются в рамках деятельности, не облагаемой НДС.
Учет операций по формированию первоначальной стоимости объектов основных средств, изготовленных подрядчиком из материалов учреждения, в бюджетном (бухгалтерском) учете отражается по дебету аналитических счетов учета счета 0 106 01 000 "Вложения в основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 0 105 00 000 "Материальные запасы", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами (абз. 1 п. 33 Инструкции N 162н; абз. 3 п. 37, абз. 2 п. 51, абз. 3 п. 131 Инструкции N 174н; абз. 3 п. 37, абз. 2 п. 51, абз. 3 п. 159 Инструкции N 183н).
Получателями бюджетных средств фактические вложения в основные средства - движимое имущество отражаются на счете 1 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения", в недвижимое имущество - на счете 1 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения" (п. 30 Инструкции N 162н).
Бюджетное (автономное) учреждение организует ведение бухгалтерского учета в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) (далее - КФО). В 18 разряде номера счета бухгалтерского учета указывается КФО, за счет которого учреждением осуществлялись расходы, связанные с созданием (изготовлением) объектов основных средств (п. 21 Инструкции N 157н).
Кроме того, бюджетными (автономными) учреждениями фактические вложения, учитываемые при формировании первоначальной стоимости основных средств, отражаются на счете 106 01 в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета с учетом категории объекта (п.п. 37, 130 Инструкции N 157н):
- 10 "Недвижимое имущество учреждения";
- 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
- 30 "Иное движимое имущество учреждения".
В случае если изготовленный (построенный, собранный, созданный) объект относится к категории недвижимого или особо ценного движимого имущества, которым бюджетное (автономное) учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, его балансовая стоимость подлежит отражению на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" (п. 116 Инструкции N 174н, п. 119 Инструкции N 183н).
На счетах 2(7) 101 20 000 может учитываться особо ценное движимое имущество, которым бюджетное (автономное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Учет балансовой стоимости такого имущества на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" не осуществляется (см. письмо Минфина России от 31.08.2017 N 02-06-10/56069).
В соответствии с положениями Указаний N 65н услуги подрядчика по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика подлежат отражению с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Порядок отражения в учете передачи материальных запасов подрядчику в целях изготовления (сборки, создания) объекта основных средств положениями инструкций не урегулирован. Такая передача может отражаться аналогично операции по внутреннему перемещению материальных запасов бухгалтерской записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (с указанием в качестве места хранения данных подрядчика) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (абз. 2 п. 35 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 35 Инструкции N 183н). Возврат неизрасходованных подрядчиком материальных запасов может быть отражен в аналогичном порядке.
Учреждения также вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование (абз. 3 п. 332 Инструкции N 157н). Соответственно, учет материальных запасов, переданных подрядчику для изготовления основных средств, может быть организован на специально предусмотренном учетной политикой учреждения забалансовом счете.
Принятие к учету изготовленных подрядчиком из материалов учреждения основных средств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 01 000 "Вложения в основные средства" (абз. 3 п. 7 Инструкции N 162н, п. 9 Инструкции N 174н, п. 9 Инструкции N 183н).
Бухгалтерская отчетность
Формирование бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 33н, казенных учреждений - в соответствии с требованиями Инструкции N 191н.
Все показатели, отраженные в формах бухгалтерской отчетности, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета по учету операций с нефинансовыми активами.
Операции по формированию стоимости основных средств отражаются в "Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения" (ф.ф. 0503168, 0503768) (далее - Сведения (ф. 0503168), Сведения (ф. 0503768)) в порядке, определенном пунктом 166 Инструкции N 191н и пунктом 68 Инструкции N 33н.
Информация о поступлении и выбытии материальных запасов отражается, соответственно, в графах 5 и 8 строки 190 Сведений (ф. 0503168), в графах 5 и 8 строки 190 Сведений (ф. 0503768).
Увеличение и уменьшение вложений в основные средства отражается, соответственно, в графах 5 и 8 строки 070 Сведений (ф. 0503168), в графах 5 и 8 строки 070 Сведений (ф. 0503768).
Поступление основных средств по сформированной стоимости отражается в графе 5 соответствующей подстроки строки 010 раздела 1 Сведений (ф. 0503168), в графе 5 соответствующей подстроки строки 010 раздела 1 Сведений (ф. 0503768).
Операции, связанные с увеличением задолженности перед подрядчиком, отражаются по соответствующему аналитическому счету счета 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в графах 5 и 6 "Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности" (ф.ф. 0503169, 0503769) (далее - Сведения (ф. 0503169), Сведения (ф. 0503769)), сформированных по кредиторской задолженности.
Операции по удержанию НДФЛ из вознаграждения подрядчика, являющегося физическим лицом (не ИП), отражаются:
- по соответствующему аналитическому счету счета 0 303 01 000 "НДФЛ" в графах 5 и 6 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), сформированных по кредиторской задолженности;
- по соответствующему аналитическому счету счета 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" в графах 7 и 8 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), сформированных по кредиторской задолженности.
Операции по увеличению задолженности перед бюджетом на сумму начисленных страховых взносов отражаются по соответствующим аналитическим счетам счета 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" в графах 5 и 6 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), сформированных по кредиторской задолженности.
Информация о передаче материальных запасов подрядчику и возврату неиспользованных материальных запасов в Сведениях (ф.ф. 0503168, 0503768), а также в Отчетах о финансовых результатах деятельности (ф.ф. 0503121, 0503721) (далее - Отчет (ф. 0503121), Отчет (ф. 0503721)) не указывается, поскольку увеличение и уменьшение показателей счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" в данных ситуациях отражается по одному КОСГУ - 340.
В Отчетах (ф.ф. 0503121, 0503721) увеличение показателя строки 321 (КОСГУ 310) отражается на основании операций увеличения капитальных вложений в основное средство (увеличение показателя соответствующего аналитического счета счета 0 106 01 000). Информация о принятии основного средства к учету в показатели данной строки не включается.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Отражено принятие к учету материальных запасов, приобретенных: | ||||
1.1 | КРБ 1 105 3Х 340*(2) (Склад) | КРБ 1 302 34 730 |
(Склад) | - у поставщика; | |
1.2 | КРБ 1 105 3Х 340 (Склад) | КРБ 1 208 34 660 |
(Склад) | - через подотчетное лицо | |
2 | Отражена сумма "входного" НДС при наличии права принять его к вычету: | ||||
2.1 | - в части расходов на приобретение материальных запасов у поставщика | ||||
2.2 | - в части расходов подотчетных лиц при приобретении материальных запасов | ||||
3 | Предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||||
4 | КРБ 1 105 3Х 340*(3) (Материалы на переработке) | КРБ 1 105 3Х 340 (Склад) |
(Материалы на переработке) |
(Склад) | Материальные запасы переданы подрядчику для изготовления основных средств |
5 | КРБ 1 106 Х1 310 | КРБ 1 105 3Х 440 (Материалы на переработке) |
(Материалы на переработке) | На основании отчета контрагента списана стоимость израсходованных материальных запасов на увеличение стоимости основного средства | |
6 | КРБ 1 105 3Х 340 (Склад) | КРБ 1 105 3Х 340 (Материалы на переработке) |
(Склад) |
(Материалы на переработке) | Отражен возврат неиспользованных материальных запасов от подрядчика |
7 | КРБ 1 106 Х1 310 | КРБ 1 302 26 730 | Отражены расходы на услуги (работы) подрядчика по изготовлению основных средств из материалов учреждения | ||
8 | Отражена сумма "входного" НДС, предъявленная контрагентом, при наличии права принять его к вычету | ||||
9 | Предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||||
10 | КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 303 01 730 | Из вознаграждения подрядчика - физического лица (не ИП) удержан НДФЛ | ||
11 | КРБ 1 106 Х1 310 | КРБ 1 303 ХХ 730 | Отражено начисление страховых взносов на сумму вознаграждения подрядчика - физического лица (не ИП) | ||
12 | КРБ 1 101 ХХ 310 | КРБ 1 106 Х1 310 | Основное средство принято к учету по сформированной стоимости |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) Указанная бухгалтерская запись положениями Инструкции N 162н не предусмотрена. Соответственно, ее применение должно быть согласовано в порядке, определенном абз. 20 п. 2 Инструкции N 162н.
Документооборот
При изготовлении основных средств с привлечением подрядчиков в момент передачи материалов на переработку учреждение-заказчик может оформлять Накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205).
После исполнения заказа подрядчик обязан представить заказчику в соответствии с требованиями п. 1 ст. 713 ГК РФ Отчет о расходовании материалов, который может содержать следующие сведения:
- наименование и количество поступивших и использованных в производстве материалов;
- результат обработки (переработки);
- данные о полученных отходах (если таковые имеются).
Кроме отчета составляется также Акт приема-передачи выполненных работ с указанием перечня и стоимости выполненных работ (ст. 720 ГК РФ).
Унифицированные формы Отчета и Акта не утверждены, поэтому учреждение и подрядчик разрабатывают их самостоятельно. При разработке документов необходимо соблюсти все условия признания документа в качестве первичного, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 7 Инструкции N 157н.
Передачу изготовленных объектов и неиспользованных остатков материалов от подрядчика заказчику также оформляют накладной или актом приема-передачи.
Списание использованных подрядчиком материалов оформляется актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Основаниями для его составления являются указание в акте приема-сдачи на то, что работы проведены с использованием материалов заказчика, и наличие перечня данных материалов (ответ на вопрос 6.2 в информации Федерального казначейства от 13.09.2016).
Изготовленные из материалов учреждения подрядчиком основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в общеустановленном порядке на основании соответствующих первичных документов, в частности, Актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
В целях налогообложения прибыли созданный (изготовленный) объект признается амортизируемым имуществом при соблюдении следующих условий:
- основное средство находятся у налогоплательщика на праве оперативного управления (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ);
- основное средство используется налогоплательщиком для извлечения дохода;
- срок полезного использования основного средства составляет более 12 месяцев;
- первоначальная стоимость основного средства составляет более установленного лимита (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
С 2016 года для целей налогового учета амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Это положение применяется к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
В целях налогового учета первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль путем начисления амортизации.
НДС
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) ОС, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что основное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В случае, если изготавливаемое имущество будет использоваться в операциях, как подлежащих, так и освобождаемых от налогообложения НДС, предъявленные учреждению к уплате суммы "входного" НДС подлежат распределению в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Так как изготовленные подрядчиком из материалов учреждения основные средства учитываются на балансе организации госсектора, они подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество.
При этом в соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группы в соответствии с Классификацией основных средств (письма Минфина России от 06.04.2015 N 03-05-05-01/19071, от 19.02.2015 N 03-05-05-01/7976).
Пример 1. Изготовление основных средств организацией-подрядчиком из материалов казенного учреждения.
Казенным учреждением приобретена ткань для пошива сценических костюмов общей стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5 400 руб.). Пошив костюмов из данной ткани осуществляется в ателье, стоимость услуг которого составляет 5 900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Остаток ткани стоимостью 5 000 руб. передается учреждению вместе с готовыми костюмами. В установленном порядке принято решение об учете сценических костюмов в составе прочих основных средств. Учетной политикой учреждения предусмотрен учет переданных на переработку материальных запасов на дополнительном забалансовом счете 50.
Казенное учреждение не осуществляет деятельности, облагаемой НДС.
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 105 36 340 (Склад) | КРБ 1 302 34 730 | 35 400, 00 | В учреждение поступила ткань |
КРБ 1 302 34 830 | КРБ 1 304 05 340 | 35 400, 00 | Поставщику оплачена стоимость ткани |
КРБ 1 105 36 340 (Материалы на переработке) | КРБ 1 105 36 340 (Склад) | 35 400, 00 | Ткань передана в ателье для пошива сценических костюмов |
Увеличение 50 (Материалы на переработке) | 35 400, 00 | ||
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 105 36 440 (Материалы на переработке) | 30 400, 00 (35 400 - 5 000) | На основании отчета ателье списана стоимость использованной при пошиве костюмов ткани |
Уменьшение 50 (Материалы на переработке) | 30 400, 00 | ||
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 302 26 730 | 5 900, 00 | На основании Акта при формировании стоимости переданных на склад сценических костюмов учтена стоимость услуг ателье |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 304 05 226 | 5 900, 00 | Оплачена стоимость услуг ателье |
КРБ 1 105 36 340 (Склад) | КРБ 1 105 36 340 (Материалы на переработке) | 5 000, 00 | На основании отчета и накладной отражен возврат неиспользованной ткани |
Уменьшение 50 (Материалы на переработке) | 5 000, 00 | ||
КРБ 1 101 38 310 (Склад) | КРБ 1 106 31 310 (Склад) | 36 300, 00 (30 400 + 5 900) | Сценические костюмы учтены в составе основных средств |
Пример 2. Изготовление основных средств физическим лицом-подрядчиком из материалов казенного учреждения.
Казенным учреждением приобретены материалы в целях изготовления стола, предназначенного для использования при проведении лабораторных занятий общей стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.). Стол изготавливает физическое лицо, стоимость работ составляет 11 500 руб. Договором подряда не предусмотрено страхование физического лица "от несчастных случаев" в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Казенное учреждение не осуществляет деятельности, облагаемой НДС.
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КРБ 1 105 36 340 (Склад) | КРБ 1 302 34 730 | 59 000, 00 | В учреждение поступили прочие материалы |
КРБ 1 302 34 830 | КРБ 1 304 05 340 | 59 000, 00 | Поставщику оплачена стоимость материалов |
КРБ 1 105 36 340 (Материалы на переработке) | КРБ 1 105 36 340 (Склад) | 59 000, 00 | Материалы переданы подрядчику-физическому лицу |
При формировании стоимости переданного на склад стола учтены: | |||
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 105 36 440 (Материалы на переработке) | 59 000, 00 | стоимость использованных при изготовлении лабораторного стола материалов; |
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 302 26 730 | 11 500, 00 | стоимость работ; |
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 303 07 730 | 586, 50 | страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в ФОМС (5,1%); |
КРБ 1 106 31 310 (Склад) | КРБ 1 303 10 730 | 2 530, 00 | страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%); |
КРБ 1 101 36 310 (Склад) | КРБ 1 106 31 310 (Склад) | 73 616, 50 (59 000 + 11 500 + 586, 50 + 2 530) | Лабораторный стол учтен в составе основных средств |
КРБ 1 302 26 830 | КРБ 1 303 01 730 | 1 495, 00 | Из вознаграждения физического лица удержан НДФЛ (13%) |
КРБ 1 303 01 830 | КРБ 1 304 05 226 | 1 495, 00 | В бюджет перечислена удержанная сумма НДФЛ |
КРБ 1 302 26 830 | КИФ 1 201 34 610 Увеличение 18 (КОСГУ 226) | 10 005, 00 | Сумма вознаграждения по договору подряда выдана из кассы |
Пример 3. Изготовление основных средств организацией-подрядчиком из материалов бюджетного или автономного учреждений.
Бюджетным (автономным) учреждением в рамках приносящей доход деятельности приобретены комплектующие для сборки оборудования общей стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5 400 руб.). Сборка оборудования осуществляется сторонней организацией, стоимость работ составляет 5 900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). В установленном порядке принято решение об учете оборудования в составе прочих основных средств - иного движимого имущества и использовании его в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.
В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
(Склад) |
(Склад) | 30 000, 00 | В учреждение поступили комплектующие | ||
5 400, 00 | Учтена сумма "входного" НДС, предъявленная поставщиком | ||||
Увеличение (340 КОСГУ) |
Увеличение (340 КОСГУ) | 35 400, 00 | Произведена оплата поставщику комплектующих | ||
5 400, 00 | Предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||||
(Материалы на переработке) |
(Склад) |
(Материалы на переработке) |
(Склад) | 30 000, 00 | Комплектующие переданы сторонней организации для сборки оборудования |
(Склад) |
(Материалы на переработке) |
(Склад) |
(Материалы на переработке) | 30 000, 00 | На основании отчета контрагента списана стоимость использованных при сборке оборудования комплектующих |
(Склад) |
(Склад) | 5 000, 00 | На основании Акта при формировании стоимости переданного на склад оборудования учтена стоимость работ по его сборке | ||
900, 00 | Учтена сумма "входного" НДС, предъявленная контрагентом | ||||
900, 00 | Предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||||
Увеличение (226 КОСГУ) | 2 302 26 000 |
Увеличение (226 КОСГУ) | 5 900, 00 | Оплачена стоимость выполненных работ | |
(Склад) |
(Склад) |
(Склад) |
(Склад) | 35 000, 00 (30 000 + 5 000) | Оборудование учтено в составе основных средств |
Пример 4. Изготовление основных средств физическим лицом-подрядчиком из материалов бюджетного или автономного учреждений
Бюджетным (автономным) учреждением приобретены материалы в целях изготовления стола общей стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.). Стол изготавливает физическое лицо, стоимость работ составляет 11 500 руб. Договором подряда не предусмотрено страхование физического лица "от несчастных случаев" в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Операция осуществляется в рамках деятельности, облагаемой НДС.
В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
(Склад) |
(Склад) | 50 000, 00 | В учреждение поступили материалы | ||
9 000, 00 | Учтена сумма "входного" НДС, предъявленная поставщиком | ||||
Увеличение (340 КОСГУ) |
Увеличение (340 КОСГУ) | 59 000, 00 | Произведена оплата поставщику материалов | ||
9 000, 00 | Предъявленная сумма НДС принята к вычету | ||||
(Материалы на переработке) |
(Склад) |
(Материалы на переработке) |
(Склад) | 50 000, 00 | Материалы переданы подрядчику-физическому лицу |
При формировании стоимости переданного на склад стола учтены: | |||||
(Склад) |
(Материалы на переработке) |
(Склад) |
(Материалы на переработке) | 50 000, 00 | стоимость использованных при изготовлении стола материалов; |
(Склад) |
(Склад) | 11 500, 00 | стоимость работ; | ||
(Склад) |
(Склад) | 586, 50 | страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в ФОМС (5,1%); | ||
(Склад) |
(Склад) | 2 530, 00 | страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%); | ||
(Склад) |
(Склад) |
(Склад) |
(Склад) | 64 616, 50 (50 000 + 11 500 + 586, 50 + 1840 + 690) | Стол учтен в составе основных средств |
1 495, 00 | Из вознаграждения физического лица удержан НДФЛ (13%) | ||||
Увеличение (226 КОСГУ) |
Увеличение (226 КОСГУ) | 1 495, 00 | В бюджет перечислена удержанная сумма НДФЛ | ||
Увеличение (226 КОСГУ) |
Увеличение (226 КОСГУ) | 10 005, 00 | Сумма вознаграждения по договору подряда выдана из кассы |
Учет изготовления основных средств подрядным способом из материалов заказчика(для госсектора)
Учреждением приобретены материалы для изготовления (сборки, создания) объекта основных средств. Основное средство из материалов учреждения изготавливает подрядчик. Как оформить данную операцию в бухгалтерском учете, отчетности и в целях налогообложения?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.