Учет при получении материальных запасов в счет возмещения ущерба виновным лицом
(для госсектора)
Виновное лицо возмещает причиненный ущерб в натуральной форме. Как отразить в учете организации госсектора получение объекта материальных запасов в счет возмещения ущерба, причиненного виновным лицом?
Юридические аспекты
В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 239 ТК РФ.
Материальная ответственность в полном размере налагается на работника в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер (ст. 246 ТК РФ).
С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество (ст. 248 ТК РФ).
Решение по вопросу равноценности имущества, которому причинен ущерб, и имущества, предоставленного взамен, может быть подтверждено мнением должностных лиц учреждения или независимых экспертов.
В то же время согласно ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, например, для особо ценного имущества. Но надо иметь в виду, что в ходе мероприятий государственного (муниципального) контроля действия руководителя при принятии решения о частичном отказе от взыскания с виновного работника могут быть расценены как неэффективное использование средств учреждения.
Кроме того, ущерб государственному (муниципальному) имуществу может наноситься иными лицами, не являющимися сотрудниками учреждения, и также возмещаться в натуральной форме в добровольном или судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Бухгалтерский учет
Для учета сумм причинного имуществу учреждения ущерба, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, предназначен счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). В частности, ущерб материальным запасам учитывается на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам" и аналитический код вида синтетического счета 4 "Расчеты по ущербу материальным запасам" (п. 221 Инструкции N 157н).
Доходы от иной приносящей доход деятельности бюджетных, автономных учреждений являются собственными доходами учреждения (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 41 БК РФ доходом бюджета признаются доходы от реализации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений. Таким образом, поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного, автономного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности - по КФО "2". При этом абзацем вторым п. 109 Инструкции N 174н прямо предусмотрено отражение выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, по виду финансового обеспечения "2".
Получатели бюджетных средств отражают возмещение виновными лицами ущерба с применением счета 1 209 74 000.
При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости (текущей оценочной стоимости) материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (абзац второй п. 220 Инструкции N 157н, п. 86 Инструкции N 162н, п. 109 Инструкции N 174н, п. 112 Инструкции N 183н).
Таким образом, при обнаружении в учреждении выявленных недостач, хищений, потерь материальных запасов, ущерба, нанесенного материальным запасам, следует определить текущую оценочную стоимость данных материальных запасов.
Одним из способов возмещения виновным лицом ущерба имуществу может быть его возмещение в натуральной форме, то есть внесение аналогичного имущества.
Инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету предусматривают записи для отражения списания выбывших по причине недостачи, хищения материальных запасов и поступление взамен них от виновного лица аналогичных материальных запасов. При этом списание материальных запасов отражается по тому виду финансового обеспечения, по которому учитывались выбывшие материальные запасы. Поступление аналогичных материальных запасов отражается по тому же виду финансового обеспечения.
Аналогичность поступающего имущества оценивается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, к работе в которой, при необходимости, могут быть привлечены лица, обладающие специальными знаниями.
Порядок определения стоимости материальных запасов, поступающих в счет возмещения ущерба, определяется положениями учетной политики. Данная стоимость может определяться, например, на основании чеков и иных документов, предоставленных виновными лицами на приобретенные материальные запасы в счет возмещения ущерба, или на основе цены, действующей на дату принятия объекта к учету, на данный или аналогичный вид имущества.
В то же время ситуации, когда стоимость поступающих взамен материальных запасов больше суммы оцененного ущерба, или когда в учреждении принимается решение о частичном возмещении виновным лицом ущерба, в Инструкциях NN 162н, 174н, 183н не описаны.
Следовательно, в таких ситуациях учреждению необходимо определить конкретные бухгалтерские записи и согласовать их в соответствии с типом учреждения в порядке п. 2 Инструкции N 162н, п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.
Так, например, поступление имущества, стоимость которого превышает оцененный ущерб, может отражаться в учете с применением счета 0 401 10 180 "Прочие доходы" аналогично ситуации при безвозмездном поступлении имущества (абзац второй п. 23 Инструкции N 162н, абзац девятый п. 34 Инструкции N 174н, абзац девятый п. 34 Инструкции N 183н). При этом списание недостачи со счета 0 209 74 000 осуществляется в размере определенной суммы недостачи, задолженность виновного лица "закрывается".
Списание со счета 0 209 74 000 части ущерба, которую в соответствии с решением руководителя сотрудник может не компенсировать, например, при внесении имущества, аналогичного утраченному, но с меньшей стоимостью, может быть отражено в учете с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" аналогично ситуации списания с баланса сумм ущерба в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов (абзац шестнадцатый п. 86 Инструкции N 162н, абзац пятый п. 110 Инструкции N 174н, абзац пятый п. 113 Инструкции N 183н). При этом сумма, в счет которой сотрудник вносит материальные запасы, списывается со счета 0 209 74 000 в обычном порядке.
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное)*(1) учреждение | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | Отражены суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, в части материальных запасов. | ||||
2 | Отражено списание материальных запасов при выявлении недостач, хищений | ||||
3 |
| Отражено списание с баланса суммы ущерба в связи с его возмещением виновными лицами в натуральной форме | |||
4 | Отражено принятие к учету материальных запасов, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Документооборот
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
В то же время Приказом N 52н не утверждена форма первичного документа, на основании которого могут быть приняты к учету материальные ценности, поступившие в счет возмещения ущерба виновным лицом.
В данном случае может использоваться форма Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) при закреплении ее применения в учетной политике учреждения. Также целесообразно составить Акт профильной комиссии о принятии решения о возмещении ущерба в натуральной форме.
Кроме использования в качестве Акта приема-передачи материальных запасов от виновного лица в счет возмещения ущерба Акта (ф. 0504220), его форма, а также форма Акта профильной комиссии о принятии решения о возмещении ущерба в натуральной форме может быть разработана в учреждении самостоятельно с соблюдением обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции N 157н, ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Пример заполнения Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220)
Налогообложение
Доходы учреждений госсектора (от реализации и внереализационные) облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).
В частности, суммы возмещенного ущерба, в том числе в натуральной форме, относятся к внереализационным доходам и учитываются казенными, бюджетными и автономными учреждениями при налогообложении прибыли (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Существует мнение, согласно которому данные суммы в казенных учреждениях не подлежат учету при налогообложении прибыли, исходя из положений ст. 41 НК РФ. Однако подобную правовую позицию, вероятно, придется отстаивать в суде.
Пример 1. Отражение в бюджетном учете возмещения виновным лицом в натуральной форме недостачи материальных запасов
В казенном учреждении была выявлена кража строительного песка на сумму 5 000,00 рублей. Виновное лицо определено и согласно возместить ущерб. Должностными лицами учреждения определена текущая восстановительная стоимость песка 5 500,00 рублей. Виновное лицо возмещает ущерб в натуральной форме на сумму 5 500,00 рублей.
В бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | Сумма, | Содержание операции |
1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 5 500,00 | Отражен ущерб, причиненный кражей строительного песка |
1 401 10 172 | 1 105 34 440 | 5 000,00 | Отражено списание песка |
1 105 34 340 | 1 401 10 172 | 5 500,00 | Отражено принятие к учету строительного песка, поступившего от виновного лица |
1 401 10 172 | 1 209 74 660 | 5 500,00 | Отражено списание недостачи по причине возмещения ущерба в натуральной форме |
Пример 2. Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возмещения виновным лицом в натуральной форме недостачи материальных запасов, когда стоимость внесенного аналогичного имущества больше определенной суммы ущерба
В ходе проведения инвентаризации на складе бюджетного учреждения была выявлена недостача постельного белья (3 комплекта) на общую сумму 1 500,00 рублей, учитывавшегося по КФО "4" как иное движимое имущество. Недостача в полном объеме была отнесена на материально ответственное лицо (сотрудника). Должностными лицами учреждения текущая восстановительная стоимость была определена в 2 100,00 рублей (всего за 3 комплекта). Сотрудник возместил недостачу в натуральной форме. Приобретенные комплекты постельного белья согласно приложенным чекам стоят 2 700,00 рублей - по 900,00 рублей каждый.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | Сумма, | Содержание операции |
2 209 74 560 | 2 401 10 172 | 2 100,00 | Отражена недостача постельного белья по текущей восстановительной стоимости |
4 401 10 172 | 4 105 35 440 | 1 500,00 | Отражено списание 3х комплектов постельного белья |
4 105 35 340 | 4 401 10 172 | 1 800,00 | Отражено поступление 2х комплектов по КФО "4" от виновного лица |
4 106 34 340 | 4 401 10 172 | 300,00 | Отражено формирование стоимости третьего комплекта за счет средств КФО "4" (в пределах остатка начисленной восстановительной стоимости) и КФО "2" (в части стоимости комплекта, превышающей восстановительную стоимость) |
2 106 34 340 | 2 401 10 180 | 600,00 | |
2 304 06 830 | 2 106 34 340 | 600,00 | Отражен перенос сформированной по КФО "2" стоимости комплекта на КФО "4" |
4 106 34 340 | 4 304 06 730 | 600,00 | |
4 105 35 340 | 4 106 34 340 | 900,00 | Отражено принятие к учету третьего комплекта постельного белья, поступившего от виновного лица |
2 401 10 172 | 2 209 74 660 | 2 100,00 | Отражено списание недостачи при поступлении от виновного лица постельного белья в счет возмещения ущерба |
Пример 3. Отражение в бухгалтерском учете автономного учреждения возмещения виновным лицом в натуральной форме недостачи материальных запасов, когда стоимость внесенного аналогичного имущества меньше определенной суммы ущерба
В ходе проведения инвентаризации в автономном учреждении была выявлена недостача водяных счетчиков, предназначенных для установки (2 шт.), стоимостью 800 рублей каждый. Счетчики приобретались за счет приносящей доход деятельности, учитывались как иное движимое имущество. Ущерб был оценен должностными лицами учреждения в 2 000,00 рублей (по 1 000,00 рублей за каждый счетчик). Виновное лицо предоставило в качестве возмещения ущерба водяные счетчики другого изготовителя стоимостью 850,00 рублей каждый, что подтверждается чеками. Предоставленные счетчики были признаны аналогичными утраченным и руководителем учреждения было принято решение об их принятии в счет возмещения ущерба.
В бухгалтерском учете автономного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Дебет | Кредит | Сумма, | Содержание операции |
2 209 74 000 | 2 401 10 172 | 2 000,00 | Отражена недостача счетчиков по текущей восстановительной стоимости |
2 401 10 172 | 2 105 36 000 | 1 600,00 | Отражено списание 2х счетчиков |
2 105 36 000 | 2 401 10 172 | 1 700,00 | Отражено принятие к учету 2х счетчиков от виновного лица взамен утраченных |
2 401 10 172 | 2 209 74 000 | 1 700,00 | Отражено списание суммы недостачи в связи с возмещением ущерба в натуральном виде |
2 401 10 172 | 2 209 74 000 | 300,00 | Отражено списание оставшейся суммы недостачи по приказу руководителя |
Учет при получении материальных запасов в счет возмещения ущерба виновным лицом (для госсектора)
Виновное лицо возмещает причиненный ущерб в натуральной форме. Как отразить в учете организации госсектора получение объекта материальных запасов в счет возмещения ущерба, причиненного виновным лицом?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.