Плановая проверка трудовой инспекцией
Организация и проведение плановой проверки осуществляются трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 354н.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, действует запрет на проведение трудовой инспекцией плановых проверок в 2016 - 2018 годах. Исключение составляют работодатели, ранее привлеченные к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Работодателю, не относящемуся к субъектам малого предпринимательства, избежать проведения трудовой инспекцией плановой проверки можно только в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Реорганизация работодателя, изменение его наименования или адреса места нахождения (фактического осуществления деятельности) не являются основаниями для исключения проверки из ежегодного плана. В этом случае на основании решения трудовой инспекции вносятся изменения в ежегодный план (п. 41 Регламента 354н).
В плановом порядке проводятся проверки по всем разделам Трудового кодекса РФ с целью установления фактического соблюдения работодателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований трудового законодательства (ч. 1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Ежегодный план проверок не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается на официальном сайте гострудинспекции соответствующего субъекта РФ, а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (ч. 5, ч. 7, ч. 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В нем помимо сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые намерена проверить трудовая инспекция в течение года, также указываются дата начала и сроки её проведения (п. 3 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Плановые проверки проводятся трудовой инспекцией с применением риск-ориентированного подхода, при котором периодичность проведения плановых проверок определяется в зависимости от деятельности каждого работодателя и присвоенной этой деятельности категории риска (п.п. 17 и 20 Положения N 875, п. 35 Регламента 354н):
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
Роструд разместил и будет поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте информацию обо всех работодателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность работодателя считается отнесенной к категории низкого риска (п. 19 и п. 21 Положения N 875).
Плановая проверка может проводиться в форме как документарной, так и в форме выездной проверки. После 1 января 2018 г. плановые проверки работодателей категории умеренного риска должны проводиться только с использованием проверочных листов (так называемых чек-листов), а после 1 июля 2018 года с использованием чек-листов будут проводиться абсолютно все плановые проверки (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). При этом предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в чек-лист (абз. 4 п. 8 Положения N 875). Проверочные листы утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 N 655.
О плановой проверке, её форме (документарной или выездной) и сроках проведения работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией не позднее чем за 3 рабочих дня до её начала (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 354н).
Проведение трудовой инспекцией плановой проверки в отсутствие оснований для ее проведения; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план; проведение плановой проверки без предварительного уведомления о её проведении, а также проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории относятся к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущее за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ч. 1 ст. 20, п.п. 1 и 7 ч. 2 ст. 20 и ч. 7 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Тема
Процедура проведения проверки трудовой инспекцией
См. также
Применение риск-ориентированного подхода при организации плановых проверок трудовой инспекцией
Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки
Документарная проверка трудовой инспекцией
Выездная проверка трудовой инспекцией
Мораторий на проведение плановых проверок трудовой инспекцией субъектов малого предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.