Документарная проверка трудовой инспекцией
Проведение проверки в документарной форме осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 354н.
Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Особенностью документарной проверки является то, что в рамках неё трудовым инспектором исследуются представленные работодателем документы и содержащиеся в них сведения, связанные с целью, задачами и предметом проверки, без выезда к работодателю (ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Непосредственно перед началом проведения документарной проверки инспектором рассматриваются уже имеющиеся в государственной инспекции труда документы работодателя и сведения о них (акты предыдущих проверок, ранее выданные предписания и иные материалы). В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки, работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (п.п. 49, 50 Регламента N 354н). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении трудовой инспекции документов. Одновременно с запросом работодателю направляется заверенная печатью копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки, оформленного в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141. Запрос и копия распоряжения направляются любым доступным способом, позволяющим подтвердить их получение работодателем (нарочным, заказным письмом с уведомлением, посредством факсимильной связи и т.п.).
Работодатель обязан представить истребуемые документы вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Конкретное время и место представления документов указываются в самом запросе трудового инспектора, проводящего проверку. Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 КоАП РФ.
Истребуемые документы следует представить в гострудинспекцию в виде копий, заверенных печатью (при её наличии) и подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица (индивидуального предпринимателя или его уполномоченного представителя). Нотариально заверять копии документов, а также предоставлять их оригиналы не нужно (ч. 6, ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 51, 52 Регламента N 354н). Согласно положениям Закона N 294-ФЗ организация (индивидуальный предприниматель) вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов. Однако реализовать это право при предоставлении документов в трудовую инспекцию работодатель не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Регламента N 354н).
Перед представлением документов в трудовую инспекцию работодателю следует внимательно проверить их оформление и содержание на предмет соответствия требованиям трудового законодательства, в том числе, с помощью электронного сервиса Роструда "Электронный инспектор" на сайте онлайнинспекция.рф.
Запрашиваемые документы должны быть представлены руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) лично. Если документы будет предоставлять иное должностное лицо или уполномоченный представитель, то у него должна быть доверенность на право представлять интересы организации (индивидуального предпринимателя) в государственной инспекции труда, оформленная в соответствии с требованиями ст. 185 ГК РФ.
Предоставляемые работодателем для проведения проверки документы, как правило, рассматриваются инспектором сразу в присутствии работодателя. Однако в некоторых случаях, например, при плановой проверке, для этого может потребоваться несколько дней. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных работодателем документах, вызывает у инспектора обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то трудовой инспектор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 53 Регламента N 354н). Работодатель вместе с пояснениями также вправе представить дополнительно любые документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов и информации (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Когда представленные работодателем документы и письменная информация позволяет инспектору сделать выводы по результатам проверки, то он вызовет руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки.
Если же документы и пояснения, необходимые инспектору для проведения проверки, представлены не будут либо после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены признаки нарушений обязательных требований в сфере труда, то государственный инспектор труда вправе продолжить проведение проверки в выездной форме (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п.п. 52, 53 Регламента N 354н). Для этого руководителем трудовой инспекции (его заместителем) издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки сроком не более чем на 20 рабочих дней. При этом в ходе её проведения инспектор не вправе требовать представления документов и (или) информации, которые уже были представлены работодателем в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В таком случае общий срок всей проверки (документарной и выездной) будет составлять до 40 рабочих дней. А результаты всей проверки оформляются одним актом проверки по завершении выездной проверки (п. 65 Регламента N 354н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.