Выездная проверка трудовой инспекцией
Проведение выездной проверки осуществляется трудовой инспекцией в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом N 294-ФЗ и Регламентом N 354н.
Выездная проверка проводится непосредственно у работодателя по месту его нахождения и (или) месту фактического осуществления деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Проверка работодателя может быть проведена сразу в выездной форме, либо её может предварять проведение документарной проверки. Как и документарная, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
Выездная проверка начинается с предъявления инспектором служебного удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Образец служебного удостоверения государственного инспектора труда утвержден приказом Роструда от 10.12.2004 N 48. Также непосредственно перед началом выездной проверки руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя вручается под роспись заверенная печатью копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки (п.п. 47, 82 Регламента N 354н). Распоряжение трудовой инспекции о проведении проверки оформляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Регламента N 354н).
Проверка может проводиться только тем инспектором труда, который непосредственно указан в распоряжении на проведение проверки (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п.п. 45, 71 Регламента N 354н).
Если в ходе мероприятий по контролю (надзору) необходимо проведение экспертиз, исследований, испытаний, измерений, то к участию в проводимой проверке привлекаются экспертные организации и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствующем порядке, а также эксперты, т.е. граждане, аттестованные по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 N 636 (п. 7 и п. 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, п.п. 45, 71 Регламента N 354н). ФИО и должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций в обязательном порядке должны быть указаны в распоряжении на проведение проверки (ч. 4 ст. 12, п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Вопреки распространенному мнению, при выездной проверке инспекторы труда не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей. Процедура проведения выездной проверки во многом схожа с документарной. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменной информации, а также проверяет соответствие их фактическим отношениям с работниками и условиям их труда.
Описанный порядок проведения выездных проверок не применяется при проведении трудовыми инспекторами административного расследования, которое проводится по правилам ст. 28.7 КоАП РФ, а также при проведении самостоятельного расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (п. 3 и п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Работодатель обязан обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ, ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Кроме того, даже если после всех принятых мер проведение выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки. В течение 3 месяцев со дня его составления трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной проверки работодателя без предварительного уведомления (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, письмо Роструда от 14.02.2017 N ТЗ/201-6-1). Поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки.
Когда по каким-либо причинам работодатель не может предоставить для ознакомления оригиналы запрашиваемых документов и их заверенные копии сразу, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы. Законодательство не регламентирует срок, в течение которого работодатель обязан выполнить это требование инспектора в рамках проведения выездной проверки. В этом случае срок предоставления запрашиваемых документов устанавливается инспектором самостоятельно либо по согласованию с работодателем и указывается непосредственно в запросе. Обычно работодателю дается на это несколько дней.
Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). При этом привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки.
После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.
Тема
Процедура проведения проверки трудовой инспекцией
См. также
Памятка: встречаем проверяющих из трудовой инспекции
Распоряжение о проведении проверки трудовой инспекцией
Согласование трудовой инспекцией проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры
Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки
Истребование трудовой инспекцией документов и информации
Административное расследование, проводимое трудовой инспекцией
Формы документов
Образец распоряжения трудовой инспекции о проведении проверки
Образец запроса трудовой инспекции о предоставлении документов и информации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.