Согласование трудовой инспекцией проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ внеплановые выездные проверки по основаниям, указанным в пп. "а" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) и "б" (причинение вреда жизни, здоровью граждан) п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ проводятся только после согласования с соответствующим органом прокуратуры.
После согласования с прокуратурой проводится и внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (выявление параметров деятельности, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проверки). Однако такое основание в отношении проверок трудовой инспекцией неприменимо, поскольку несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок соблюдения работодателями трудового законодательства (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806), в Положении N 875 индикаторы риска отсутствуют.
Закон N 294-ФЗ устанавливает лишь общие правила для проведения проверок всеми контролирующими органами. Особенности же организации и проведения проверок трудовой инспекцией, в частности в отношении согласования таких проверок с органами прокуратуры, установлены непосредственно Трудовым кодексом РФ (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ). Частью восьмой ст. 360 ТК РФ прямо установлено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой ст. 360 ТК РФ (возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также невыплата (неполная выплата) заработной платы, либо установление зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством), может быть проведена трудовой инспекцией незамедлительно без согласования с органами прокуратуры. В этом случае трудовая инспекция обязана лишь известить прокуратуру о проведении внеплановой выездной проверки.
Таким образом, учитывая требования ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ и ст. 360 ТК РФ, согласованию с органами прокуратуры подлежат только внеплановые выездные проверки, основанием для проведения которых явилось причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан. Однако даже в этом случае, в связи с необходимостью принятия неотложных мер инспектор труда вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, а согласование органов прокуратуры получить позже, направив соответствующие документы в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель согласовывает проведение внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 79 Регламента N 354н).
Для проведения трудовой инспекцией внеплановых выездных проверок по другим основаниям, а также для проведения внеплановых документарных проверок, согласования с органами прокуратуры не требуется (п. 74 Регламента N 354н).
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ в случае, когда для проведения внеплановой выездной проверки необходимо согласование с органами прокуратуры, инспектор обязан проводить её только при предъявлении копии документа о согласовании проведения проверки. Документ о согласовании проведения проверки оформляется в виде решения соответствующего органа прокуратуры и составляется по форме, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93. Если в связи с необходимостью принятия неотложных мер инспектор труда приступает к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, то решение о согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки может быть предъявлено работодателю позже даты начала проведения проверки. По завершении проверки в акте указывается дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки, а копия акта проверки направляется инспектором в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки (ч. 6 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Проведение внеплановой выездной проверки без согласования её проведения с органами прокуратуры, в случае когда такое согласование необходимо, относится к грубым нарушениям требований организации и проведения проверки, влекущее за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.