Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки
Трудовая инспекция уведомляет работодателя о проведении плановой проверки (документарной и выездной) не позднее чем за 3 рабочих дня до её начала посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Копия распоряжения направляется любым доступным способом, подтверждающим надлежащее уведомление работодателя о предстоящей проверке (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 354н). Это может быть заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение копии распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, направление копии распоряжения посредством факсимильной связи с последующим получением обратно уже с отметкой о получении, а также направление посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, если такой адрес ранее уже был представлен в трудовую инспекцию, или иным доступным способом.
В соответствии с общими требованиями ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ работодатель также должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до её начала любым доступным способом. Вместе с тем особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда, в частности касающейся уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Такие особенности установлены непосредственно Трудовым кодексом РФ. Согласно части девятой ст. 360 ТК РФ не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае ее проведения по основаниям, указанным в абзаце четвертом или пятом части седьмой ст. 360 ТК РФ, а именно:
- обращения и заявления граждан, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате (неполной выплате) заработной платы и других выплат, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Следовательно, учитывая положения ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ и п. 72 Регламента N 354н, работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала её проведения, только если основанием для такой проверки является:
- истечение срока исполнения работодателем ранее выданного трудовой инспекцией предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац второй части седьмой ст. 360 ТК РФ);
- распоряжение руководителя трудовой инспекции (его заместителя), изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац седьмой части седьмой ст. 360 ТК РФ);
- поступление запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.
Законодательство не регламентирует порядок и форму уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки. На практике работодатель информируется инспектором труда о внеплановой выездной проверке так же, как и при плановой проверке, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение работодателем (нарочным, посредством факсимильной связи, посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, и т.п.). Также уведомления о плановых и внеплановых проверках размещаются на официальном сайте государственной инспекции труда соответствующего региона.
Если проведение выездной проверки (плановой и внеплановой) оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки. В течение 3 месяцев со дня его составления трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной проверки работодателя без предварительного уведомления (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Проведение плановой проверки, а также в определенных случаях внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления о её проведении относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущее за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.