Полномочия инспекторов труда при проведении проверки
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право (ст. 357 ТК РФ, п. 7 Регламента N 354н, п. 13 Положения N 875):
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки. Образец служебного удостоверения государственного инспектора труда утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.12.2004 N 48;
- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Вместе с тем при проведении проверки государственные инспекторы труда также должны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, которые регламентированы ст. 15 и ст. 18 Закона N 294-ФЗ. Так, при проведении проверки инспекторы труда обязаны:
- проводить проверку только на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда о ее проведении в соответствии с ее назначением (п. 3 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда о ее проведении (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- проводить выездную проверку в присутствии руководителя (иного должностного лица), индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей, за исключением случая проведения такой проверки в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан (п. 2 ст. 15, п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). Однако эта обязанность инспектора корреспондируется с обязанностью работодателя обеспечить присутствие указанных лиц при проведении проверки (ст. 25 Закона N 294-ФЗ);
- проверять только выполнение обязательных требований, которые относятся к полномочиям трудовой инспекции, а именно по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных трудовым законодательством (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). С 1 июля 2015 г. инспекторы труда не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ (п. 1.1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- требовать представления и проверять исключительно те документы и информацию, которые являются объектом проверки или относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- проводить проверку только в пределах сроков, установленных для её проведения (п. 6 ст. 15, п. 10 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- предоставлять руководителю (иному должностному лицу), индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п. 6 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
- знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки, а также осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (п. 7, 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
Проведение трудовым инспектором проверки без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) инспекции о её проведении; истребование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверок без надлежащего оформления продления, а также непредставление акта проверки являются грубыми нарушениями, влекущими отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п.п. 4, 5, 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.