Документы воинского учета
В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Из п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение о воинском учете), следует, что для целей осуществления воинского учета под призывниками и военнообязанными понимаются:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все граждане мужского пола указанного возраста обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности (см. п. 4 ст. 23 Закона N 53-ФЗ), проходящих военную службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы и постоянно проживающих за пределами РФ;
б) граждане, пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Закона N 53-ФЗ запас Вооруженных Сил РФ создается из числа граждан:
- уволенных с военной службы с зачислением в запас;
- успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и окончивших указанные образовательные организации;
- не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва;
- не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- не подлежавших призыву по достижении ими возраста 27 лет;
- не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедших альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющих военно-учетную специальность (перечень соответствующих специальностей приведен в приложении к Положению о воинском учете).
Согласно п. 48 Положения в общем случае перечень и формы документов воинского учета устанавливаются Министерством обороны РФ. В соответствии с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495, такими документами являются:
- военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана;
- военный билет офицера запаса;
- справка взамен военного билета;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса;
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство);
- персональная электронная карта.
Отметим, что в соответствии с п. 31 Положения о воинском учете на организации возложена обязанность по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства. Организации обязаны запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета (определение Верховного Суда РФ от 16.02.2010 N КАС10-11). Полагаем, чтобы выполнить данную обязанность, работодателю необходимо потребовать от гражданина, утверждающего, что он не является военнообязанным и не подлежит призыву, документы, подтверждающие его отношение к воинской обязанности, если имеющаяся у работодателя информация о данном гражданине позволяет предполагать, что он может относиться к числу лиц, обязанных состоять на воинском учете. В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в соответствии с пп. "а" п. 30 Положения о воинском учете организации обязаны у всех граждан, принимаемых на работу, проверять наличие в паспортах отметок об отношении к воинской обязанности.
В организацию устраивается мужчина в возрасте 51 года. При приеме на работу он утверждает, что уже достиг предельного возраста пребывания в запасе и в соответствии с п. 3 ст. 53 Закона N 53-ФЗ был переведен в отставку и снят с воинского учета. Вместе с тем предельный возраст пребывания в запасе в зависимости от воинского звания гражданина может составлять до 70 лет (п. 1 ст. 53 Закона N 53-ФЗ). Таким образом, у работодателя есть основания полагать, что данный соискатель может все еще пребывать в запасе. В этом случае работодателю следует запросить у работника документы, подтверждающие факт снятия его с воинского учета. Данная информация должна содержаться в военном билете (п. 34 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495) и в паспорте гражданина РФ (пп. "т" п. 4 Инструкции..., утвержденной приказом Минобороны России, МВД России и ФМС России от 10.09.2007 N 366/789/197; п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).
Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается предоставлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу (определение Ленинградского областного суда от 21.11.2013 N 33-5385/2013). Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативно-правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с пп. "б" п. 32 Положения о воинском учете работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Часть 3 ст. 21.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете. Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель в соответствии с пп. "г" п. 30 Положения о воинском учете обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах