Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Районный коэффициент при исчислении пособия из МРОТ

Районный коэффициент при исчислении пособия из МРОТ

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.

Специалисты ФСС России трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия (см. раздел "Виды пособий. Консультации" на официальном сайте Фонда). Получается, что фактический заработок сравнивается с МРОТ без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

Пример

Нетрудоспособность продолжительностью 15 календарных дней наступила в январе 2018 года. Районный коэффициент - 1,5. МРОТ - 9489 руб. Пособие положено за весь период в размере 100% среднего заработка.

 

Вариант 1. Фактический заработок за 2016-2017 годы с учетом районного коэффициента - 250 000 руб.

Фактический средний дневной заработок = 250 000 руб. : 730 = 342,47 руб.

Минимальный средний дневной заработок = 9489 руб. х 24 : 730 = 311,97 руб.

Первое значение больше, поэтому пособие из МРОТ не рассчитывается.

Размер пособия составит:

342,47 руб. х 100% х 15 к. д. = 5137,05 руб.

 

Вариант 2. Фактический заработок за 2016-2017 годы отсутствует.

Пособие рассчитывается из МРОТ. К исчисленному пособию применяется районный коэффициент:

311,97 руб. х 100% х 15 к. д. х 1,5 = 7019,33 руб.

Как видим, применение методики учета районного коэффициента, предлагаемой ФСС России, может приводить к тому, что работнику без заработка в расчетном периоде полагается пособие в большем размере, чем работнику с маленьким заработком (в пересчете на месяц больше МРОТ, но меньше МРОТ, увеличенного на районный коэффициент).

Нам такое толкование п. 11.1 Положения представляется несправедливым. Пособие из МРОТ по смыслу закона является минимально возможным. Цель учета районного коэффициента заключается в том, чтобы соразмерно увеличить этот минимум для местности, где оплата труда производится в повышенном размере. Сравнение фактического заработка с МРОТ производится через средний дневной заработок (письмо ФСС России от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129). Значит, и районный коэффициент должен быть учтен уже на стадии определения среднего дневного заработка - как фактического (в составе учитываемых выплат), так и минимального (путем умножения МРОТ на соответствующую величину).

Пересчитаем приведенный выше пример, руководствуясь такой логикой.

Пример

Нетрудоспособность продолжительностью 15 календарных дней наступила в январе 2018 года. Районный коэффициент - 1,5. МРОТ - 9489 руб. Пособие положено за весь период в размере 100% среднего заработка.

 

Вариант 1. Фактический заработок за 2016-2017 годы с учетом районного коэффициента - 250 000 руб.

Фактический средний дневной заработок = 250 000 руб. : 730 = 342,47 руб.

Минимальный средний дневной заработок = 9489 руб. х 1,5 х 24 : 730 = 467,95 руб.

Второе значение больше, поэтому пособие рассчитывается из него.

Размер пособия составит:

467,95 руб. х 100% х 15 к. д. = 7019,25 руб.

 

Вариант 2. Фактический заработок за 2016-2017 годы отсутствует.

Пособие рассчитывается из минимального среднего дневного заработка:

467,95 руб. х 100% х 15 к. д. = 7019,25 руб.

Результаты совпадают, а значит, работник с низким заработком не ущемляется в правах и получает минимальный для данной местности размер пособия, как и работник без заработка.

Анализ судебной практики показывает, что судьи разделяют именно такую точку зрения, а позиция Фонда не находит у них поддержки. В определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.05.2014 N ВАС-5881/14 назван правильным подход, согласно которому районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента. Верховный Суд РФ, ставший высшим судебным органом по разрешению экономических споров, также занимает позицию работодателя в этом вопросе. В определениях от 03.11.2017 N 304-КГ17-15715 и от 27.03.2015 N 302-КГ15-1324 отмечается, что пособие посчитано правильно, если фактический заработок работника сравнен с минимальным размером оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, и для дальнейшего расчета выбрана последняя величина, как наибольшая.

Несмотря на множество проигранных дел, региональные отделения ФСС России не оставляют попыток отстоять в суде правильность своего подхода о применении районного коэффициента только к уже исчисленному из МРОТ пособию (см, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2017 N Ф02-1792/17, постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.03.2016 N Ф04-934/16, постановление АС Северо-Западного округа от 18.01.2016 N Ф07-3579/15, постановление АС Уральского округа от 07.10.2015 N Ф09-6790/15). Поэтому в ситуации, когда от выбора методики учета коэффициента зависит итоговая сумма пособия, работодателю, применившему коэффициент на стадии определения минимального среднего дневного заработка, надо быть готовым к спору с представителями соцстраха.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры


При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.