Порядок принятия локальных нормативных актов
Правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы лица, наделенного такими полномочиями.
Согласно части второй ст. 8 ТК РФ наличие представительного органа работников обязывает работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать его мнение в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями.
Нормы трудового законодательства, устанавливающие такие случаи, неодинаковы как в части указания на конкретный орган, чье мнение необходимо учитывать, так и в части отсылки к конкретному порядку такого учета. Одни статьи ТК РФ требуют учитывать мнение любого представительного органа работников, вторые - лишь мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, третьи - мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Единственная статья закона, в которой установлен порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, - это статья 372 ТК РФ. И речь в ней идет об учете мнения только выборного органа первичной профсоюзной организации. Тем не менее, в ТК РФ неоднократно встречается указание на необходимость принятия локального нормативного акта с учетом мнения любого представительного органа работников в порядке, установленном именно ст. 372 ТК РФ. Некоторые статьи ТК РФ предписывают учитывать мнение профсоюза или любого представительного органа работников, вообще не конкретизируя порядок такого учета.
В то же время сама статья 8 называет соблюдение ст. 372 ТК РФ условием применимости всех локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, и при этом не уточняет вид представителя. Это позволяет утверждать, что обозначенная разница в формулировках не должна влиять на порядок принятия локальных нормативных актов.
Общие положения закона о социальном партнерстве в сфере труда подтверждают верность такого вывода. В соответствии со ст. 53 ТК РФ учет мнения представительного органа работников относится к формам участия работников в управлении организацией. В свою очередь, участие работников и их представителей в управлении организацией является формой социального партнерства (ст. 27 ТК РФ). Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Таким образом, даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение.
Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с частью первой ст. 372 ТК РФ надлежит учитывать, только когда он представляет интересы всех или большинства работников. Если имеющаяся первичная профсоюзная организация не объединяет более половины трудящихся и не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09.12.2014 N 33-5489/2014, определение Пензенского областного суда от 21.08.2012 N 33-1928, определение Московского областного суда от 04.08.2011 N 33-17593).
Мнение представительного органа о локальном нормативном акте во всех случаях запрашивается в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, даже если устанавливающая такую необходимость норма не содержит ссылки на эту статью. Например, проверяя соблюдение работодателем процедуры принятия локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, суды, как правило, руководствуются положениями ст. 372 ТК РФ, хотя статьи 135 и 144 ТК РФ не уточняют порядок учета мнения представительного органа работников (определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 N 33-28888/2016, определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Иркутского областного суда от 21.04.2016 N 33-4942/2016, определение Воронежского областного суда от 16.02.2016 N 33-906/2016).
Локальные нормативные акты, принятие которых в соответствии с ТК РФ требует учета мнения профсоюза или иного представительного органа работников:
графики сменности (ст. 103);
график работы на вахте (ст. 301);
правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
правила и инструкции по охране труда (ст. 212);
акты, которыми устанавливаются:
- порядок проведения аттестации работников (ст. 81);
- перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
- разделение рабочего дня на части (ст. 105);
- размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работники не привлекались к работе (ст. 112);
- порядок и условия предоставления самостоятельно устанавливаемых работодателем дополнительных отпусков (ст. 116);
- системы оплаты труда (ст. 135, ст. 144);
- форма расчетного листка (ст. 136);
- конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);
- конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153);
- конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);
- системы нормирования труда (ст. 159, ст. 162);
- формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 196);
- нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами (ст. 221);
- порядок применения вахтового метода (ст. 297);
- размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);
- размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в РКС и приравненных к ним местностях (ст. 325);
- размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом для работы в РКС и приравненные к ним местности (ст. 326).
Случаи обязательного учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 8 ТК РФ могут быть предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В качестве примеров приведем:
- п. 5 ст. 36.29 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", согласно которому пенсионная программа работодателя по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению при отсутствии коллективного договора утверждается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа);
- п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, в соответствии с которым состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации;
- п. 7 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, предписывающий нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами, устанавливать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Коллективные договоры и соглашения, как следует из ст. 8 ТК РФ, могут дополнять нормативно установленный перечень случаев обязательного учета мнения представительного органа работников конкретными вопросами, а могут предусматривать необходимость соблюдения такой процедуры при принятии работодателем всех локальных нормативных актов. Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (часть третья ст. 8 ТК РФ).
Учета мнения представительного органа работников либо согласования с ним, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, требуют все локальные нормативные акты по обозначенным вопросам: как изначально устанавливающие правовое регулирование, так и вносящие изменения в прежние нормы или отменяющие их действие (определение Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2016 N 33-1748/2016, определение Архангельского областного суда от 04.02.2016 N 33-817/2016).
Поскольку учет мнения необходим именно при принятии локального нормативного акта, уже утвержденные документы после появления представительного органа работников работодатель согласовывать с ним не обязан (определение Московского городского суда от 16.03.2012 N 33-8164).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель направляет профсоюзу проект ЛНА и обоснование по нему | |||||||||||||||||||||||
Профсоюз не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение | |||||||||||||||||||||||
Профсоюз согласен с проектом | Профсоюз предлагает усовершенствовать проект | Профсоюз не согласен с проектом | |||||||||||||||||||||
Работодатель принимает ЛНА | Работодатель вносит преложенные изменения и принимает ЛНА | Работодателя не устраивает мнение профсоюза | Работодатель отказывается от принятия ЛНА | ||||||||||||||||||||
Работодатель в течение 3 дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профсоюзом | |||||||||||||||||||||||
Согласие достигнуто | Согласие не достигнуто | ||||||||||||||||||||||
Работодатель действует в соответствии с достигнутой договоренностью: принимает ЛНА в согласованной редакции или отказывается от его принятия | Оформляется протокол разногласий | ||||||||||||||||||||||
Работодатель действует по своему усмотрению и вправе принять ЛНА в своей редакции | |||||||||||||||||||||||
Профсоюз может: обжаловать ЛНА в ГИТ или в суд начать процедуру коллективного трудового спора |
Если работодатель по истечении пятидневного срока не получил от представительного органа мотивированное мнение по проекту, он вправе принять локальный нормативный акт. Проводить дополнительные консультации и составлять протокол разногласий в таком случае не требуется (определение Воронежского областного суда от 29.03.2016 N 33-1493/2016, определение Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, определение Красноярского краевого суда от 21.11.2011 N 33-10621).
Работодатель обязан знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).
Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах