Аттестация работников
Для проверки работников на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе проводится их аттестация.
Трудовой кодекс РФ напрямую обязывает работодателей проводить аттестацию только в отношении трудящихся по бессрочному договору педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и научных работников (ст. 332 и ст. 336.1 ТК РФ).
Ряд норм федеральных законов и иных нормативно-правовых актов дополняет этот перечень. Вот некоторые из них:
- п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ст. 26 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- ст. 21 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-I "О космической деятельности";
- ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- постановление СМ СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" и типовой перечень должностей работников, подлежащих аттестации в соответствии с этим постановлением, утвержденный постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 22.10.1979 N 528/445;
- п. 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.1993 N 876 и перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, утвержденный во исполнение названного постановления приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11.
В отношении категорий работников, для которых обязательная аттестация нормативными правовыми актами не предусмотрена, данная процедура проводится по желанию работодателя. Однако нужно учитывать, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе может являться основанием для увольнения, только если недостаточная квалификация подтверждена результатами аттестации (п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ).
В соответствии с частью второй ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
По смыслу указанной нормы работодатель вправе принять собственный документ не только в случае полностью самостоятельного определения правил проведения аттестации, но и в том случае, когда имеется нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения аттестации. В некоторых таких актах содержится прямое указание на необходимость издания работодателем локального нормативного акта. С учетом ст. 8 ТК РФ локальный акт работодателя о процедуре аттестации не может противоречить акту компетентного органа по тому же вопросу и ухудшать положение работников по сравнению с ним.
Примерами правовых актов, устанавливающих порядок проведения аттестации, являются:
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276;
- Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденное приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293;
- Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 27.05.2015 N 538;
- Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек, утвержденный приказом Минкультуры России от 24.06.2016 N 1435;
- Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;
- Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11;
- Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267. Необходимость для коммерческих организаций указанных отраслей экономики руководствоваться в настоящее время этим Положением в части, не противоречащей ТК РФ, подтверждается судебной практикой (определение Вологодского областного суда от 10.02.2016 N 33-477/2016, определение Московского городского суда от 18.05.2015 N 33-14525/15, определение Калужского областного суда от 27.10.2014 N 33-3231/14, определение Новосибирского областного суда от 19.02.2013 N 33-860/2013).
Независимо от того, является проведение аттестации правом или обязанностью работодателя, она должна проводиться объективно и беспристрастно. В случае спора выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (часть третья ст. 82 ТК РФ).
Работодатель вправе проводить проверку знаний работников и для других целей, не связанных с определением их соответствия занимаемым должностям (например, для улучшения качества оказываемых услуг, начисления стимулирующих выплат и т.п.). Такая проверка аттестацией по смыслу трудового законодательства не является. При ее проведении работодатель не обязан руководствоваться ст. 81 ТК РФ и нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок проведения аттестации. Однако и увольнение по результатам такой проверки невозможно (определение Тамбовского областного суда от 27.03.2017 N 33-997/2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах