Проведение трудовой инспекцией плановых проверок с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов)
На основании ч. 11.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2018 г. предусмотрена обязанность использования государственными инспекторами труда при проведении плановой проверки работодателей проверочных листов (так называемых чек-листов) (п. 8 Положения N 875). Чек-листы по проверкам работодателей трудовой инспекцией утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 N 655.
При проведении внеплановой проверки по жалобе работника чек-листы не используются.
С 1 января 2018 г. с использованием чек-листов должны проводиться плановые проверки работодателей категории умеренного риска*(1), а после 1 июля 2018 года с использованием чек-листов будут проводиться абсолютно все плановые проверки трудовой инспекции (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080).
Чек-листы представляют собой перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателями требований трудового законодательства (ч. 11.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 п. 8 Положения N 875).
Однако это вовсе не означает, что плановые проверки теперь будут проходить исключительно в формате анкетирования работодателей. Какие-либо изменения в порядок организации и проведения плановых проверок не внесены. Поэтому как и прежде, работодателю для проведения плановой проверки необходимо будет представить трудовому инспектору необходимые кадровые документы и информацию.
Ранее при плановых проверках инспектором запрашивались и исследовались все кадровые документы и по всем работникам за последние несколько лет с целью установления фактического соблюдения работодателем всей совокупности обязательных требований трудового законодательства.
Особенность проведения плановой проверки с использованием чек-листов состоит в том, что предмет плановой проверки работодателей ограничивается лишь перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 8 Положения N 875). Для этого работодателю следует обратить внимание на п. 6 распоряжения на проведение проверки типовой формы, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141, который должен содержать реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов). Требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, трудовая инспекция не вправе (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Регламента N 354н).
Однако конкретных ограничений по количеству и составу кадровых документов, предоставляемых инспектору труда в рамках проведения плановой проверки по тому или иному чек-листу, законодательство не содержит. Главное, чтобы содержание этих документов и информации позволяло инспектору однозначно ответить на вопросы чек-листа.
Представляется очевидным, что в случае проведения тематической плановой проверки по предоставлению работникам ежегодного основного оплачиваемого отпуска (чек-лист N 6) запрашивать документы по проведению инструктажей работников по охране труда неправомерно (чек-лист N 36).
В то же время самый распространенный предмет плановой проверки - соблюдение обязательных требований по установлению и выплате работникам заработной платы, а также удержаний из нее (чек-листы N 7 и N 17). В рамках такой проверки инспектором могут быть запрошены не только бухгалтерские документы по выплате работникам заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (ведомости, записки-расчеты, расчетные листки и иные документы), но и документы, подтверждающие проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (отчет, карты специальной оценки условий труда). Поскольку статья 147 ТК РФ гарантирует всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, повышенную оплату труда, то проверить полноту выплаты работнику заработной платы, в частности осуществление доплаты за вредность, можно, лишь запросив документы о результатах специальной оценки условий труда.
Когда представленные работодателем документы и письменная информация позволяют ответить на вопросы чек-листа и установить допущены ли нарушения трудового законодательства, то инспектором труда составляется акт проверки. Заполненный чек-лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Неприменение чек-листов не является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ, и отменить результаты такой проверки, если она была без чек-листов, не получится (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
_________________________________________
*(1) Фактически использовать чек-листы для проведения плановой проверки инспектор может лишь с 4 февраля 2018 (дата вступления в силу приказа Роструда от 10.11.2017 N 655).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.