Применение районных коэффициентов, установленных на региональном и муниципальном уровнях
На сегодняшний день выплата районных коэффициентов предусмотрена для работников, трудящихся не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в иных районах Севера, в регионах юга Западной Сибири, на Урале, некоторых территориях юга европейской части России. При этом во многих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, устанавливающие повышенный размер районного коэффициента по сравнению с утвержденным для тех же территорий на федеральном уровне. Вопрос о том, должны ли такие размеры районных коэффициентов применяться вообще, и если да, то какими категориями работодателей, является предметом многочисленных дискуссий.
Учреждения, финансируемые из средств федерального бюджета, без каких-либо дополнительных условий обязаны применять к зарплате своих работников районные коэффициенты, установленные только на федеральном уровне. Этот вывод базируется на установленном бюджетным законодательством принципе разграничения доходов и расходов между соответствующими уровнями бюджетной системы. Решение субъекта РФ, влекущее увеличение расходов федерального бюджета, недопустимо без соответствующей компенсации. Соответственно, если в региональном нормативном акте об установлении повышенного размера районного коэффициента не указаны источники дополнительных выплат, такой акт не применяется в трудовых отношениях, где работодателем выступает организация, финансируемая из федерального бюджета (Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, определение Верховного Суда РФ от 30.09.2003 N 34-В03-7, постановления Президиума Верховного Суда РФ от 18.06.2003 N 23пв-03пр, от 31.07.1996 N 44ПВ-96ПР).
Вопрос применения повышенных районных коэффициентов другими категориями работодателей целесообразно исследовать отдельно для следующих групп территорий:
- районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее также РКС и МПКС);
- иные районы Севера;
- прочие местности с особыми климатическими условиями.
Согласно части второй ст. 316 ТК РФ, регулирующей порядок установления районных коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Из приведенной формулировки следует, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе увеличивать размер районного коэффициента только для поименованной части организаций госсектора. Однако данная норма появилась в ТК РФ только с 1 января 2005 года. До внесения указанных изменений региональные власти на основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 (далее - Постановление N 76) имели право по согласованию с профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Причем было предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Соответствие п. 13 Постановления N 76 действовавшему на тот момент законодательству в 2002 году было подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 28.08.2002 N ГКПИ02-715). Таким образом, до 2005 года каких-либо законодательных препятствий для установления субъектами РФ повышенных размеров районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не существовало.
Специалисты Роструда в письме от 18.12.2009 N 3672-6-1 высказали мнение, что с 1 января 2005 года повышенные размеры районных коэффициентов, установленные на основании Постановления N 76, подлежат применению только организациями, финансируемыми за счет бюджета соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, а на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, действие региональных нормативных правовых актов, регулирующих размеры районных коэффициентов, не распространяется. Из письма Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660 также следует, что организации внебюджетной сферы применять повышенные районные коэффициенты, установленные субъектами РФ, в настоящее время с учетом ст. 316 ТК РФ не обязаны.
Однако в судах такой подход обычно поддержки не находит. Традиционно делается вывод о том, что повышенные размеры районных коэффициентов, установленные региональными властями для РКС и МПКС до 1 января 2005 года, должны применяться в отношении работников коммерческих организаций и после указанной даты, поскольку соответствующие нормативные акты приняты в период существования полномочий и сохраняют свою юридическую силу (определение Красноярского краевого суда от 14.10.2013 N 33-7738/2013, определение Иркутского областного суда от 30.03.2012 N 33-2772/12, определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.07.2011 N 2-187/11). Такую же позицию занимают специалисты Роструда в своих более поздних разъяснениях.
Постановление N 76 в 2011 году утратило силу. В связи с этим появилась точка зрения, в соответствии с которой все принятые на его основании нормативные акты субъектов РФ более никем не подлежат применению (определение Московского областного суда от 25.06.2014 N 33-12685/2014). Вместе с тем, как подчеркивает Верховный Суд РФ в решении от 24.03.2015 N АКПИ15-27, признание нормативного правового положения утратившим силу не является основанием для прекращения действия нормативного правового акта, принятого во исполнение такого положения ранее уполномоченным органом. На наш взгляд, этот тезис применим и к рассматриваемой ситуации. Нормативные правовые акты, устанавливающие повышенные размеры районных коэффициентов, изданные региональными властями в период существования у них таких полномочий на основании Постановления N 76, должны применяться до тех пор, пока они не отменены органом-эмитентом (его преемником) либо пока Правительство РФ своим актом не урегулирует вопрос о размере районного коэффициента на соответствующей территории. Как показывает анализ судебной практики, большинство судей не рассматривают отмену Постановления N 76 как повод считать утратившими силу с 28.06.2011 все принятые на его основании региональные акты с повышенными районными коэффициентами (определение Верховного Суда РФ от 15.02.2016 N 302-КГ15-19490, постановление АС Северо-Западного округа от 09.08.2017 N Ф07-7132/17, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2016 N Ф02-3557/16, постановление Седьмого ААС от 15.12.2017 N 07АП-10400/17, постановление Третьего ААС от 21.04.2017 N 03АП-1404/17, определение Красноярского краевого суда от 23.05.2015 N 33-2637/2015). В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, один из таких актов (постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9) фигурирует в качестве действующего, а установленный им размер районного коэффициента назван подлежащим применению.
Таким образом, повышенные размеры районных коэффициентов для РКС и МПКС, установленные региональными властями до 1 января 2005 года на основании Постановления N 76 и на данный момент не отмененные, следует считать действующими. Они должны применяться всеми работодателями, кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета. Районные коэффициенты, установленные субъектами РФ и муниципальными образованиями с 2005 года на основании ст. 316 ТК РФ, начисляются только работникам соответствующих органов и учреждений.
Устанавливать повышенные размеры районных коэффициентов для территорий, не отнесенных к РКС и МПКС, трудовое законодательство субъектам РФ и муниципальным образованиям на сегодняшний день не позволяет. Статья 316 ТК РФ, дающая региональным и местным властям право устанавливать для своих органов и учреждений более высокие размеры районных коэффициентов, регулирует порядок установления районных коэффициентов именно в районах Крайнего Севера и приравненных местностях и не распространяется на случаи установления районных коэффициентов для иных территорий с особыми климатическими условиями. В силу же общего правила ст. 6 ТК РФ о разграничении полномочий установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (чем на основании ст. 252 ТК РФ является и установление районных коэффициентов) относится к ведению федеральных органов государственной власти.
В то же время Постановление N 76 было посвящено вопросам развития всех районов Севера, сохраняло силу до 27.06.2011 и напрямую наделяло региональные власти правом устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Поэтому на сегодняшний день существуют такие нормативные правовые акты субъектов РФ, которые на основании п. 13 Постановления N 76 установили повышенные размеры районных коэффициентов в том числе и для иных районов Севера, не отнесенных к РКС и МПКС.
И в судебной практике, и в разъяснениях чиновников можно встретить подход, в рамках которого статья 316 ТК РФ рассматривается как исключающая с 2005 года необходимость применения коммерческими организациями всех повышенных на региональном уровне районных коэффициентов, в том числе установленных для территорий, не относящихся к РКС и МПКС (определения Красноярского краевого суда от 19.03.2018 N 33-3559/2018 и от 13.08.2014 N 33-7787, определение Московского городского суда от 10.08.2010 N 33-21124, письмо Минтруда России от 26.11.2012 N 11-4/660, письмо Роструда от 18.12.2009 N 3672-6-1). Противники такого подхода отмечают, помимо прочего, что статья 316 ТК РФ вопрос установления районных коэффициентов для территорий, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в принципе не регулирует (определения Красноярского краевого суда от 23.10.2017 N 33-14124/2017, от 30.08.2017 N 33-11383/2017, от 01.02.2017 N 33-135/2017).
Обязанность для организаций внебюджетной сферы, расположенных во всех северных районах России, и после 2005 года выплачивать за счет собственных средств зарплату с применением повышенных районных коэффициентов, установленных субъектами РФ во исполнение Постановления N 76, по сути подтверждена Верховным Судом РФ (определение от 19.03.2008 N 66-Г08-1).
Многие судьи и после отмены Постановления N 76 исходят из необходимости руководствоваться принятыми на его основании нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими повышенные размеры коэффициентов для иных районов Севера:
- определения Иркутского областного суда от 22.02.2018 N 33-1584/2018, от 13.04.2017 N 33-3594/2017, от 09.02.2017 N 33-1331/2017;
- определения Красноярского краевого суда от 14.02.2018 N 33-2183/2018, от 13.02.2018 N 33-2422/2018, от 05.02.2018 N 33-1678/2018;
- определение Московского городского суда от 28.10.2014 N 33-38033/14.
Таким образом, повышенные размеры районных коэффициентов для трудящихся в районах Севера, не отнесенных к РКС и МПКС, установленные региональными властями на основании Постановления N 76 в период, пока оно сохраняло силу, полагаем, являются обязательными для применения всеми работодателями, кроме федеральных органов и учреждений, до тех пор, пока соответствующие нормативные акты не будут формально отменены. Целый ряд консультаций Роструда содержит аналогичный вывод.
Постановление N 76 было направлено на развитие лишь районов Севера и не наделяло полномочием устанавливать районные коэффициенты органы власти иных регионов страны (определение Верховного Суда РФ от 31.03.2004 N 68-Г04-1). Подобного нормативного правового акта, общего для всех не относящихся к Северу территорий с особыми климатическими условиями, нет и не было.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о размере районного коэффициента в Новосибирской области. Согласно п. 17 постановления Правительства РФ от 31.05.1995 N 534 на территории области установлен районный коэффициент 1,2. При этом администрации Новосибирской области предоставлено право на период стабилизации социально-экономической ситуации в области увеличивать в отдельных административных образованиях выплаты по районному коэффициенту на 50 процентов с учетом уровня жизни населения. На основании этой нормы администрация Новосибирской области постановлением от 20.11.1995 N 474 (далее - Постановление N 474) ввела на всей территории области повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25.
Существует точка зрения, в соответствии с которой установленный Постановлением N 474 повышенный размер районного коэффициента в силу ст. 316 ТК РФ должен применяться только государственными органами и учреждениями Новосибирской области. Размер районного коэффициента, применяемого к зарплате трудящихся на территории области работников коммерческих организаций, составляет 1,2. Соответствующие разъяснения дает Роструд в письме от 18.12.2009 N 3672-6-1. Встречается этот вывод и в консультациях дежурного инспектора портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ". Такую же позицию последовательно занимает Новосибирский областной суд (определения от 06.03.2018 N 33а-2174/2018, от 23.01.2018 N 33-151/2018, от 18.07.2017 N 33-6800/2017, от 12.01.2016 N 33а-57/2016, от 05.11.2015 N 33-9550/2015).
Однако, как уже подчеркивалось выше, статья 316 ТК РФ определяет порядок установления районных коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не регулирует вопросы установления районных коэффициентов за пределами указанных территорий. Постановление N 474 принято администрацией Новосибирской области на основании полномочия, прямо предоставленного ей федеральным органом власти. Каких-либо оснований для ограничения действия этого постановления по кругу лиц, по нашему мнению, нет (помимо общего принципа о неприменимости организациями, финансируемыми из федерального бюджета, районных коэффициентов, установленных субъектами РФ без условия о финансировании ими соответствующих расходов).
Аналогичной точки зрения придерживается Правительство Новосибирской области (письмо от 12.01.2016 N 2/18). Вывод о необходимости для работодателей внебюджетной сферы применять Постановление N 474 также представлен в судебной практике:
- определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 307-КГ17-18953;
- определение Красноярского краевого суда от 27.05.2015 N 33-5360/2015;
- определение Московского городского суда от 12.09.2013 N 4г-9033/13.
Есть и консультации Роструда с таким содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах