Проверка соискателей при приеме на работу на предмет дисквалификации
Смотрите в этом материале:
- когда проверка на дисквалификацию является обязательной?
- как осуществить проверку соискателя на наличие дисквалификации?
В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Понятие дисквалификации
Дисквалификация - это вид административного наказания, суть которого заключается в лишении физического лица права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности (ч. 1 ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация предполагает установление одного из следующих запретов:
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. В таком случае дисквалифицированное лицо лишается права на управление любым юридическим лицом, а не только тем, в связи с деятельностью в котором лицо было подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации (определение Верховного Суда РФ от 07.06.2016 N 309-КГ16-7485);
- осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий;
- осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности;
- осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств;
- осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
- осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность;
- осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (части 1 и 2 ст. 3.11 КоАП РФ).
Когда проверка на наличие дисквалификации является обязательной?
Проверять на дисквалификацию всех принимаемых работников нет необходимости. Очевидно, что это имеет смысл только в том случае, когда работник принимается для работы, которая в принципе может быть запрещена ему в рамках такого вида наказания (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Тем не менее, в правоприменительной практике существуют противоречия по вопросу о том, соискателей на какие именно должности необходимо проверять на наличие дисквалификации. Проблема кроется в различиях в толковании ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, устанавливающей круг лиц, в отношении которых может быть применено наказание в виде дисквалификации. Данная норма, в частности, предполагает возможность дисквалификации лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. Из этого специалисты нередко делают вывод о необходимости проверки всех работников, относящихся к категории руководителей, включая заместителей руководителя организации, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений (см., например, консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Примеры дисквалификации руководящих работников действительно встречаются в судебной практике (постановление Саратовского областного суда от 15.05.2014 N 4А-325/2014, определение Калужского областного суда от 13.03.2014 N 33-492/14, постановление Московского областного суда от 28.06.2013 N 4а-468/13, решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2008 N А76-961/2008).
Однако в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ говорится не просто о работниках, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а о лицах, выполняющих такие функции в органе юридического лица. Упомянутые выше руководящие работники ни к каким органам юридического лица не относятся, поэтому, на наш взгляд, они не могут быть подвергнуты дисквалификации. В судебной практике также имеются подтверждения того, что отнесение работников к категории руководителей не означает возможности их дисквалификации (см. постановление Шестого КСОЮ от 12.05.2020 N 16-2789/2020, решения Самарского областного суда от 03.12.2020 N 12-655/2020, от 27.02.2020 N 12-111/2020). Такой подход соотносится и с содержанием ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ, которая предусматривает в рамках дисквалификации запрет занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица и осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, но не запрет на занятие должностей, относящихся к руководящему составу. Поэтому, на наш взгляд, проверка всех руководителей на предмет дисквалификации обязательной не является.
Как осуществить проверку соискателя на наличие дисквалификации?
Информация о лицах, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, включается в соответствующий реестр, ведение которого осуществляет ФНС России (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 5.5.13 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, размещены на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" и являются открытыми для всеобщего ознакомления; плата за доступ к таким сведениям не взимается (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).
Таким образом, проверить наличие у физического лица дисквалификации достаточно просто может любой желающий. Тем не менее, исходя из содержания ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, формально для проверки соискателя при приеме на работу этого недостаточно: необходимо именно запросить информацию о наличии дисквалификации в ФНС России (см. консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Порядок предоставления соответствующих сведений урегулирован приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ (далее - Порядок), а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 10.12.2019 N ММВ-7-14/627@ (далее - Регламент).
Для получения из ФНС России информации о наличии у лица дисквалификации необходимо обратиться в территориальный налоговый орган с запросом на бумажном носителе по утвержденной форме. Запрос предоставляется непосредственно в налоговый орган, почтовым отправлением либо через многофункциональный центр. Предоставление запроса в электронной форме не предусмотрено (пункты 19 и 20 Регламента).
Информация предоставляется налоговым органом за плату, размер которой определяется Правительством РФ и в настоящий момент составляет 100 руб. (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 28 Регламента, п. 1 постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615). Банковские реквизиты для перечисления платы размещаются на официальном сайте ФНС России (п. 29 Регламента). Документ об оплате может быть приложен к запросу, однако обязательным это не является: информацию о внесении платы в ФНС проверяют самостоятельно (п. 9 Порядка, пункты 21 и 22 Регламента).
В качестве ответа на запрос налоговый орган предоставляет один из следующих документов (п. 3 Порядка, п. 15 Регламента):
- выписку из реестра по форме из приложения N 2 к к Приказу ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ - при наличии в реестре информации о дисквалификации лица;
- справку по форме из приложения N 3 к к Приказу ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ - при отсутствии в реестре информации о дисквалификации лица;
- информационное письмо - в случае невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо (с указанием соответствующих причин).
Указанные документы выдаются заявителю при личном обращении в территориальный налоговый орган или направляются заявителю почтовым отправлением (п. 61 Регламента). Срок их предоставления налоговым органом не может превышать превышать пяти рабочих дней со дня получения запроса (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 10 Порядка, п. 16 Регламента).
С точки зрения закона обратиться в налоговый орган за сведениями о дисквалификации может любое заинтересованное лицо: как физическое, так и юридическое (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 2 Регламента). Однако исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ в целях проверки соискателя при заключении трудового договора обратиться с соответствующим запросом должно именно лицо, уполномоченное на заключение договора (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Требовать от лица, поступающего на работу, самостоятельно предоставить выписку из реестра работодатель не вправе, так как законом предоставление такого документа соискателем не предусмотрено (часть третья ст. 65 ТК РФ).
Отметим изъян в действующем механизме проверки лица на наличие дисквалификации: как следует из ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, в реестре дисквалифицированных лиц в принципе отсутствует информация о том, какого рода деятельность из перечисленной в ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ запрещена дисквалифицированному лицу. Более того, форма выписки из реестра дисквалифицированных лиц не предполагает даже указания должности дисквалифицированного лица, которую то занимало на момент совершения правонарушения, хотя такая информация и содержится в реестре (ее можно получить на официальном сайте ФНС России). На наш взгляд, это определенно может создавать для работодателя препятствия в правильной оценке наличия у работника права выполнять конкретную трудовую функцию.
Последствия непроведения работодателем проверки лица, принимаемого на работу, на наличие дисквалификации
Хотя закон и устанавливает обязанность по проверке соискателя на предмет наличия дисквалификации, ответственности за неисполнение такого требования не предусмотрено (см. постановление Восемнадцатого ААС от 15.12.2015 N 18АП-13960/15, консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Таким образом соответствующее бездействие хотя и нарушает закон, но не образует состав административного правонарушения. Поэтому на практике многие работодатели игнорируют требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, в лучшем случае ограничиваясь проверкой соискателей на предмет дисквалификации посредством официального сайта ФНС России.
Однако полный отказ от проверки соискателей на предмет дисквалификации все же чреват для работодателей негативными последствиями в том случае, если выяснится, что трудоустроенному лицо было запрещено осуществление соответствующего вида деятельности. Так, в силу ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 рублей. Для самого дисквалифицированного лица осуществление деятельности по управлению юридическим лицом может обернуться штрафом в размере 5 000 рублей (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).
За привлечение дисквалифицированного лица к иным видам трудовой деятельности, осуществление которых может быть ему запрещено, ответственности не предусмотрено.
Трудовой договор, заключенный для выполнения обязанностей, которые работник не может исполнять ввиду дисквалификации, подлежит прекращению вследствие нарушений установленных законом правил его заключения (п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ, часть первая ст. 84 ТК РФ). При этом, поскольку в такой ситуации работодатель допустил нарушение требований закона о проверке соискателя на предмет дисквалификации, полагаем, что и вина в заключении трудового договора с нарушением закона лежит именно на работодателе. А значит, при увольнении работнику необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка (часть третья ст. 84.1 ТК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах