Отказ работодателя от присоединения к соглашению, заключенному на федеральном уровне Статьей 48 ТК РФ установлены правила действия соглашений различного уровня. В соответствии с частью третьей указанной статьи ТК РФ соглашение действует в отношении: - всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; - работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение, но которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение; - работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения.
При этом законодатель предусмотрел специальные положения о распространении заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений (далее - федеральные отраслевые соглашения) на работодателей, не принимавших участие в заключении данных актов социального партнерства. Так, согласно части восьмой ст. 48 ТК РФ после опубликования федерального отраслевого соглашения по предложению его сторон руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда, имеет право обратиться к работодателям соответствующей отрасли, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Данное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. ПримечаниеФедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруд России) (п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610). Приказом Минтруда РФ от 12.11.2015 N 860н утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, в соответствии с п. 4 которого предложение о присоединении к соглашению публикуется в "Российской газете" и на официальном сайте Минтруда РФ в сети Интернет (www.rosmintrud.ru). Об отраслевых (тарифных) соглашениях см. справку. Если Министр труда и социальной защиты РФ сочтет необходимым воспользоваться своим вышеназванным полномочием, то в соответствии с частью девятой ст. 48 ТК РФ работодатели соответствующей отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в Минтруд РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к федеральному отраслевому соглашению. В противном случае соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей "по умолчанию" - со дня официального опубликования такого предложения (см., например, определения Верховного Суда РФ от 22.05.2023 N 32-КГПР23-4-К1, от 23.01.2020 N 81-АПА19-26, Седьмого КСОЮ от 07.09.2023 N 8Г-13733/2023, Смоленского областного суда от 26.10.2023 N 33-3198/2023, Красноярского краевого суда от 18.09.2023 N 33-9839/2023, Пермского краевого суда от 24.01.2022 N 33-741/2022). Этот же механизм применяется и при внесении изменений в заключенное федеральное отраслевое соглашение, если руководитель Минтруда РФ официально предложит работодателям к ним присоединиться. Так, согласно правовой позиции, изложенной в п. 7 главы IV обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 24.12.2014, при отсутствии мотивированного письменного отказа работодателя присоединиться к изменениям, которые вносятся в заключенное на федеральном уровне отраслевое тарифное соглашение, такое соглашение распространяется на него в полном объеме (см. также определения Восьмого КСОЮ от 29.09.2020 N 8Г-15835/2020, от 21.05.2020 N 8Г-7820/2020, Верховного Суда Республики Тыва от 01.12.2015 N 33-1634/2015). ПримечаниеКонституционный Суд РФ в определении от 16.10.2007 N 723-О-О указал, что положения ст. 48 ТК РФ, касающиеся направления мотивированного отказа и присоединения к федеральному отраслевому соглашению, по сути, направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях, и поэтому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права работодателей. Ведь механизм распространения действия такого соглашения основан на принципе добровольности: работодателю предоставлено право отказаться от принятия обязательств по соглашению. Но в то же время отказ от присоединения к данному правовому акту допускается только в форме активного волеизъявления (см. также апелляционные определения Верховного Суда Республики Коми от 27.08.2018 N 33-4987/2018, Кемеровского областного суда от 30.04.2015 N 33-4476/2015). Еще раз подчеркнем, что для решения вопроса об отказе к присоединению к федеральному отраслевому соглашению работодателю отводится 30 календарных дней, и данный срок является пресекательным. Более того, как указывают суды, по смыслу части девятой ст. 48 ТК РФ работодатель обязан обеспечить не только направление мотивированного отказа от присоединения к соглашению в 30-дневный срок, но и фактическое его получение компетентным органом (см. определения Омского областного суда от 05.09.2018 N 33-5786/2018, Кемеровского областного суда от 05.05.2016 N 33-5494/2016, от 23.08.2012 N 33-7985, постановление ФАС Московского округа от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.04.2021 N 12-174/2021 (оставлено в силе решением Верховного Суда Республики Коми от 04.08.2021 N 21-339/2021)). Соответственно, отказ работодателя, поступивший в Минтруд РФ за пределами этого срока, не будет иметь юридической силы (см., например, определение Сахалинского областного суда от 14.05.2019 N 33-1093/2019, решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 09.04.2013 N 2-213/2013).
Законом не установлены какие-либо требованию к отказу работодателя от присоединения к федеральному отраслевому соглашению, кроме того, что он должен быть составлен в письменной форме и быть мотивированным. Соответственно, рекомендуется оформлять такой отказ в виде подписанного уполномоченным представителем работодателя письма, в котором указать мотивы (причины) невозможности исполнения работодателем закрепленных в соглашении положений. Как подчеркивают некоторые судьи, в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя от присоединения к соглашению (определение Смоленского областного суда от 21.04.2023 N 33-906/2023, решение Нижневартовского городского суда ХМАО от 24.07.2019 N 2-3846/2019). Суды также отмечают, что действующим законодательством не установлена обязанность работодателя предоставлять в Минтруд РФ совместно с отказом какие-либо доказательства (в том числе финансовые и иные документы), обосновывающие причины отказа от присоединения к соглашению (определения Восьмого КСОЮ от 18.03.2021 N 8Г-3267/2021, Верховного Суда Республики Коми от 05.03.2020 N 33-1282/2020). Однако необходимо отметить, что в случае направления в Минтруд РФ мотивированного отказа часть девятая ст. 48 ТК РФ предписывает приложить к нему протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Несоблюдение работодателем этого требования свидетельствует о несоблюдении им порядка отказа от присоединения к федеральному отраслевому соглашению. При этом не имеет значение, состоит ли в профсоюзной организации большинство работников работодателя или нет, так как вышеупомянутая норма ТК РФ не содержит на этот счет никаких указаний, и юридически значимым обстоятельством в таких случаях является сам факт наличия первичной профсоюзной организации (определение Верховного Суда Республики Коми от 12.10.2023 N 33-9026/2023). Если же в организации действует несколько "первичек", то работодателю нужно провести консультации с каждой из них и оформить это протоколами, что подтверждается судебной практикой (см., например, определение Архангельского областного суда от 20.04.2015 N 33-1878/2015). ВниманиеПроцедура проведения консультаций законодательством не установлена, как и, к примеру, обязательность присутствия на них всех или большинства представителей выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (апелляционные определения Верховного Суда Республики Коми от 17.02.2020 N 33-971/2020, Архангельского областного суда от 08.12.2014 N 33-6275/2014). Кроме того, закон не запрещает работодателю осуществлять консультации и с выборным единоличным исполнительным органом "первички" - ее председателем (определение Восьмого КСОЮ от 03.02.2022 N 8Г-27228/2021). Не утверждена законодателем и какая-либо форма протокола проведения консультаций. Полагаем, что в нем должны быть указаны дата и место его составления, сведения о лицах, участвовавших в его подписании, а также изложены позиции работодателя и первичной профсоюзной организации относительно присоединения к соответствующему федеральному отраслевому соглашению. Отметим также, что закон не обязывает работодателя учитывать мнение профсоюзного органа относительно присоединения к федеральному отраслевому соглашению. Статья 48 ТК РФ указывает на необходимость представления протокола консультаций с выборным органом "первички", а не представление обязательного согласия указанного органа. То есть для соблюдения процедуры отказа от присоединения к соглашению работодателю достаточно провести консультации с профсоюзом, зафиксировав разногласия в протоколе, и направить его в Минтруд РФ (см., например, определения Третьего КСОЮ от 31.08.2020 N 8Г-11866/2020, Архангельского областного суда от 11.12.2019 N 33-7487/2019). Если профсоюзная организация уклоняется от проведения консультаций либо от составления итогового протокола, то работодателю рекомендуется приложить к отказу от присоединения к федеральному отраслевому соглашению документы о том, что им принимались исчерпывающие меры по проведению консультаций и протоколированию их результатов. В подобных случаях суды признают допустимым отсутствие протокола консультаций с профсоюзом в представленном в Минтруд РФ письменном отказе работодателя от присоединения к соглашению (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 29.11.2012 N 33-5418/2012). Вместе с тем законодательством не определен порядок действий работодателя в случае, если у него отсутствует первичная профсоюзная организация, объединяющая его работников. Как следует из положений ст. 31 ТК РФ, избрание представителей является правом работников и не зависит от воли работодателя. Полагаем, что в такой ситуации на работодателя не могут быть возложены негативные последствия нереализации работниками их права на объединение в первичную профсоюзную организацию, и он не может быть лишен возможности отказаться от присоединения к федеральному отраслевому соглашению. Считаем, что работодателю достаточно будет приложить к направляемому в Минтруд РФ письменному мотивированному отказу уведомление об отсутствии первичной профсоюзной организации. Аналогичную правовую позицию занимают, как правило, и суды, отмечая, что в случае отсутствия выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, законом не предусмотрено получение в императивном порядке мнения работников либо их иного представительного органа относительно присоединения к соглашению (см., например, определения Восьмого КСОЮ от 18.03.2021 N 8Г-3267/2021, Верховного Суда Республики Хакасия от 27.08.2015 N 33-2263/2015, постановление Девятого ААС от 11.04.2012 N 09АП-5221/12). При этом некоторые судьи подчеркивают, что при отсутствии первичной профсоюзной организации в силу положений статьи 31 ТК РФ работодатель не лишен возможности выяснить мнение по вопросу присоединения к отраслевому соглашению иного избранного представительного органа работников, а в случае отсутствия такового - мнение трудового коллектива, проведя соответствующее собрание (см., например, апелляционные определения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2023 N 33-2578/2023, от 30.03.2023 N 33-483/2023). В судебной практике имеются примеры того, как обсуждение с работниками на общем собрании вопроса о присоединении к отраслевому соглашению с последующим приложением соответствующего протокола к мотивированному отказу само по себе признавалось надлежащим способом исполнения работодателем требования части девятой ст. 48 ТК РФ (см. апелляционные определения Кемеровского областного суда от 22.04.2021 N 33-3462/2021, Архангельского областного суда от 13.11.2014 N 33-5791/2014). ВниманиеОтдельные судьи исходят из того, что в отсутствие первичной профсоюзной организации работодатель для отказа от присоединения к федеральному отраслевому соглашению в любом случае обязан провести консультации с иным представителем (представительным органом) работников. Если же соответствующий орган не был выбран работниками в предусмотренном статьей 31 ТК РФ порядке, то это лишает работодателя права на отказ от присоединения к соглашению (см. определение Томского областного суда от 06.02.2015 N 33-249/2015, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 09.02.2016 N 2-98/2016). Однако такие судебные акты являются немногочисленными. Итак, для соблюдения процедуры отказа от присоединения к федеральному отраслевому соглашению фактически требуется выполнение работодателем следующих условий: - составление отказа в письменном виде с указанием мотивов (причин), делающих невозможным им исполнение обязательств, установленных соглашением; - проведение и оформление соответствующим протоколом консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (в случае ее наличия); - представление отказа вместе с протоколом консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (в случае ее наличия) в Минтруд РФ не позднее 30 календарных дней со дня официального опубликования им предложения о присоединении к соглашению.
Как указывают суды, принятие Минтрудом РФ какого-либо письменного решения по результатам рассмотрения поступившего в установленный 30-дневный срок отказа от присоединения к соглашению действующим законодательством не предусмотрено (определения Верховного Суда Республики Коми от 06.02.2020 N 33-752/2020, Томского областного суда от 24.01.2012 N 33-170/2012). Вместе с тем часть десятая ст. 48 ТК РФ предусматривает, что руководитель Минтруда РФ имеет право провести дополнительные консультации с участием всех заинтересованных сторон. Социальные же партнеры (как стороны заключенного соглашения, так и работодатель, отказавшийся присоединиться к соглашению, и профсоюзная организация, объединяющая его работников) не могут уклониться от участия в этих консультациях. Представляется, что цель таких консультаций заключается в оценке реальных возможностей работодателя выполнять федеральное отраслевое соглашение и принятии решения о его распространении на основании объективного и всестороннего изучения всех обстоятельств. Однако принятие вышеуказанных дополнительных мер, предусмотренных частью десятой ст. 48 ТК РФ, является правом, а не обязанностью руководства Минтруда РФ. Следовательно, в ситуациях, когда такие меры Минтрудом РФ не осуществлялись, соответствующие отказы работодателей считаются принятыми (см., например, определения Восьмого КСОЮ от 08.11.2022 N 8Г-19516/2022, Верховного суда Республики Коми от 29.11.2012 N 33-5418/2012). При этом в случае возникновения спора о признании отказа работодателя от присоединения к федеральному отраслевому соглашению мотивированным либо немотивированным вынесение соответствующего решения является прерогативой суда (апелляционное определение Кемеровского областного суда от 07.05.2019 N 33-4450/2019).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах