Бухгалтерский учет приобретения спецоснастки
Бухгалтерский учет специальной оснастки ведется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания N 135н).
Под спецоснасткой понимается специальный инструмент, специальные приспособления, а также специальное оборудование (п. 10 Методических указаний N 135н). Специальный инструмент и специальные приспособления - это технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг). Специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций (третий и четвертый абзацы п. 2 Методических указаний N 135н).
Что входит в состав специального инструмента (приспособления, оборудования) перечислено в пунктах 3-7 Методических указаний N 135н. Однако конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе спецоснастки, определяется организацией исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики (п. 8 Методических указаний N 135н).
По общему правилу спецоснастка независимо от стоимости и срока полезного использования учитывается в составе МПЗ (п. 2 Методических указаний N 135н). При этом п. 9 Методических указаний N 135н предусматривает, что можно организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
Выбранный вариант учета должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Также необходимо учитывать, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб., за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ (четвертый абзац п. 5 ПБУ 6/01).
С 20 июня 2016 года организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может (п. 19 ПБУ 6/01):
- начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;
- начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учёту.
Если учетной политикой ничего конкретного в отношении спецоснастки не предусмотрено, то она отражается в качестве МПЗ с учетом особенностей, предусмотренных Методическими указаниями N 135н.
Специальная оснастка, находящиеся в собственности организации, принимается к бухучету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов, изложенном в Методических указаниях N 119н (п. 11 Методических указаний N 135н).
Спецоснастка учитывается до передачи в производство (или эксплуатацию) в составе оборотных активов на отдельном субсчете "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" счета 10 (п. 13 Методических указаний N 135н, Планом счетов). Приобретение спецоснастки отражается записью по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе", и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Первичными документами, служащими основанием для принятия спецоснастки к учету, являются:
А) если спецоснастка учитывается в составе МПЗ:
- приходный ордер (может быть разработан на основе формы N М-4), либо акт о приемке материалов (может быть разработан на основе формы N М-7) (п. 16 Методических указаний N 135н, второй абзац п. 49 Методических указаний N 119н).
На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы N М-17) или карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы N МБ-2). Все перечисленные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Б) если спецоснастка учитывается в составе ОС:
- акт приемки-передачи объекта основных средств (может быть разработан на основе формы ОС-1) (пункты 38, 81 Методических указаний N 91н).
На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма может быть разработана на основе формы N ОС-6). Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7
Организация приобрела специальный инструмент для строительных работ на сумму 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Срок эксплуатации спецоснастки превышает 12 месяцев. В соответствии с учетной политикой спецоснастка учитывается в составе основных средств.
В бухгалтерском учете произведены записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
50 000 | отражено поступление спецоснастки в организацию | ||
9000 | отражен НДС по поступившей спецоснастке | ||
9000 | предъявлен к вычету НДС со стоимости спецоснастки | ||
50 000 | спецоснастка учтена в составе основных средств |
Темы
Бухгалтерский учет материально-производственных запасов
Бухгалтерский учет основных средств и вложений во внеоборотные активы
См. также
Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату
Бухгалтерский учет приобретения основных средств за плату
Бухгалтерский учет приобретения спецодежды
Бухгалтерский учет передачи спецоснастки в эксплуатацию
Формы документов
Пример заполнения приходного ордера
Пример заполнения акта о приёмке материалов
Пример заполнения Карточки учета материалов (Форма N М-17)
Еще...
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.