Бухгалтерский учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества)
Согласно п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности организация должна обеспечить их группировку по элементам затрат. В элемент "Материальные затраты" включаются расходы, связанные с приобретением и использованием материально-производственных запасов (далее - МПЗ) (п. 7 ПБУ 10/99).
В составе материальных расходов учитываются и расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды, иных средств защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, если оно не является амортизируемым.
Расходы на приобретение такого имущества складываются из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").
При отпуске инструментов, приспособлений, инвентаря и другого неамортизируемого имущества в производство организация самостоятельно определяет способ списания их стоимости (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, далее - Методические указания). Один из указанных способов по группе (виду) МПЗ должен применяться в течение отчетного года, что отражается в учетной политике организации исходя из допущения последовательности ее применения.
При списании инструментов, приспособлений, инвентаря и другого неамортизируемого имущества в производство их оценка отражается по дебету счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 10 "Материалы" (пункты 5, 7, 8 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности), то есть по мере отпуска МПЗ в производство.
В составе МПЗ дополнительно выделяют активы с особым порядком отнесения их стоимости к затратам на производство продукции (работ, услуг). Речь идет о специальной оснастке, включающей в себя (см. п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, далее - Методические указания N 135н):
- специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций.
Методические указания N 135н предусматривают два варианта учета спецоснастки: в составе оборотных активов (то есть МПЗ) либо в составе основных средств в соответствии с ПБУ 6/01. Поскольку предусмотрена возможность выбора между двумя вариантами учета рассматриваемых активов, то в силу требований ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организация обязана сделать выбор между этими вариантами и закрепить его в учетной политике, применяемой для целей бухгалтерского учета.
Документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (при условии учета такого имущества в составе МПЗ), являются:
- лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе унифицированной формы N М-8);
- требование-накладная (может быть разработана на основе унифицированной формы N М-11);
- накладная (может быть разработана на основе унифицированной формы N М-15).
Выбытие МПЗ отражается в карточке учета материалов (может быть разработана на основе формы N М-17). Образцы перечисленных унифицированных форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
При необходимости организация самостоятельно разрабатывает формы первичных учетных документов по движению инструментов, приспособлений, инвентаря (п. 15 и п 19 Методических указаний N 135н).
Организация в марте приобрела дрель стоимостью 17 700 руб., в том числе НДС 2700 руб. В том же месяце дрель передана в эксплуатацию. В бухгалтерском учете составлены проводки:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
15 000 | Оприходована дрель | ||
2700 | Учтен предъявленный поставщиком НДС | ||
2700 | Принят к вычету НДС со стоимости дрели | ||
15 000 | Дрель отпущена в эксплуатацию |
В целях сохранности имущества стоимость дрели может быть учтена на забалансовом счете.
Тема
Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности
См. также
Бухгалтерский учет приобретения спецоснастки
Бухгалтерский учет передачи спецоснастки в эксплуатацию
Бухгалтерский учет малоценных основных средств в качестве МПЗ
Материальные расходы в целях налогообложения прибыли
Формы документов
Пример заполнения лимитно-заборной карты
Пример заполнения требования-накладной (форма N М-11)
Пример заполнения накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.