Бухгалтерский учет расходов на сертификацию (декларирование соответствия) продукции и услуг
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Затраты на сертификацию продукции и услуг относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Вместе с тем, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, тогда расходы должны быть обоснованно распределены между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место. Если же расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о финансовых результатах путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
То есть расходы на сертификацию могут быть признаны равномерно в течение срока действия сертификата. Указанный порядок признания расходов организация должна закрепить в своей учетной политике.
Для обобщения информации о расходах, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".
При проведении добровольной и обязательной сертификации в бухгалтерском учете делаются проводки:
Дебет | Кредит | Описание |
оплачены работы по сертификации продукции (работ, услуг) | ||
отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов |
По мере признания расходов на сертификацию равномерно:
Дебет | Кредит | Описание |
списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции |
Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на сертификацию, являются:
- договор об оказании услуг по сертификации;
- акт об оказании услуг по сертификации;
- сертификат или принятая декларация соответствия, акт приема-передачи образцов, передаваемых органу по сертификации для проведения испытаний;
- документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету);
- бухгалтерская справка с расчетом списания расходов будущих периодов.
В ноябре организация провела добровольную сертификацию выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Срок действия сертификата - с 1 ноября текущего года по 31 октября следующего года. Расходы на проведение сертификации составили 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.). Стоимость готовой продукции, переданной для сертификации в качестве образца, составила 3000 руб. Учетной политикой предусмотрены учет расходов на сертификацию на счете и их равномерное списание в течение срока действия сертификата.
В бухучете организации сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
17 700 | оплачены работы по добровольной сертификации продукции | ||
15 000 | отражена стоимость работ по сертификации продукции в составе расходов будущих периодов | ||
2700 | учтен НДС по расходам на добровольную сертификацию продукции | ||
68, субсчет "Расчеты по НДС" | 2700 | принят к вычету НДС | |
| 3000 | списана стоимость образцов продукции, переданных на экспертизу |
Ежемесячно в бухучете компании должна делаться проводка:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
1500 | списаны затраты на проведение добровольной сертификации продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.