Бухгалтерский учет контрольных (идентификационных) знаков (кодов) обязательной маркировки товаров
Система обязательной маркировки товаров средствами идентификации позволяет проследить весь путь товара от производства или импорта до продажи потребителю (или иного выбытия), подтвердить его легальность и подлинность. Так, довольно давно действуют системы контроля за оборотом алкогольной продукции, изделий из меха. Начаты эксперименты с маркировкой лекарственных препаратов, ювелирных украшений, табака, отдельных позиций промышленных товаров; в планах - отдельные виды пищевой продукции.
Обязательная маркировка средствами идентификации целого ряда разных групп товаров будет поэтапно введена в течение 2019 года, их перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р.
Правительство РФ установило общие правила маркировки товаров, на которые в обязательном порядке наносятся идентификационные знаки (постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515). Они применяются в общем случае, то есть если иное не установлено актами Правительства РФ, определяющими особенности маркировки отдельных видов товаров.
Маркировка изделий из натурального меха
Согласно п. 3 Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 N 787) (далее - Правила маркировки меха):
"маркировка" - нанесение на товары контрольных (идентификационных) знаков утвержденного образца;
"контрольный (идентификационный) знак" (КИЗ) - бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), предназначенный для маркировки товаров.
Изготовление и реализация КИЗ осуществляются эмитентом, у которого их приобретают участники оборота изделий из меха (п. 8 - 13 Правил маркировки меха).
После получения КИЗ от эмитента участники оборота меховых товаров маркируют их и самостоятельно представляют сведения в информационный ресурс маркировки (п. 14 Правил маркировки меха). В случае порчи (утери, уничтожения) КИЗ участники оборота товаров осуществляют их списание на основании соответствующего акта о порче (утере, уничтожении) и также сообщают об этом в информационный ресурс маркировки (п. 17 Правил маркировки меха).
В соответствии с п. 4 Правил маркировки меха товары, достоверные сведения о которых не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными. За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка маркировки таких товаров на территории РФ предусмотрена административная (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная (ст. 171.1 УК РФ) ответственность (см. письмо ФНС России от 01.02.2019 N БА-4-1/1687).
Бухгалтерский учет КИЗ
Как указано в Правилах маркировки меха и письме ФНС России от 03.05.2017 N ГД-3-19/3097@, КИЗ являются бланками строгой отчетности. Поэтому участник оборота товаров должен вести их учет в порядке, предусмотренном для БСО.
Затраты организации на приобретение (изготовление) БСО относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации") и могут быть сразу отнесены в дебет счетов учета затрат (20, 25, 26, 44).
Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет БСО Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен счет 006 "Бланки строгой отчетности". Аналитический учет по счету 006 "Бланки строгой отчетности" ведется по каждому виду БСО и местам их хранения в условной оценке.
В бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением (изготовлением) и использованием БСО могут быть отражены следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Описание |
перечислены средства за приобретение (изготовление) КИЗ |
||
- |
оприходованы КИЗ за балансом по условной стоимости |
|
Полученные КИЗ учтены в расходах |
||
- |
Списана условная стоимость использованных КИЗ |
Существует также позиция, в соответствии с которой БСО принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по дебету счета 10 "Материалы" по цене изготовления (приобретения) с последующим отнесением их стоимости в дебет счетов учета затрат (20, 26, 44) и одновременной постановкой бланков на забалансовый учет (на счет 006).
Однако согласно п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" к учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Поэтому, по нашему мнению, БСО не подпадают под определение материально-производственных запасов, приведенное в п. 2 ПБУ 5/01, так как не обладают способностью приносить организации экономические выгоды в будущем и потому в качестве актива к бухгалтерскому учету не принимаются (п.п. 7.2, 7.2.1, 7.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России).
Маркировка табачной продукции
Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 224. Они устанавливают, что табачная продукция до ее ввода в оборот на территории РФ подлежит обязательной маркировке. После 1 июля 2019 года не допускается ввод в оборот сигарет и папирос без нанесения на них средств идентификации, а оборот немаркированной табачной продукции возможен до 1 июля 2020 года (п. 9, 10 постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 224).
В целях автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации об обороте маркируемых товаров, для обеспечения их прослеживаемости создана информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке. В ней должны быть зарегистрированы как участники оборота (п. 24 - 31 Правил маркировки табачной продукции), так и табачная продукция (п. 32 - 35 Правил маркировки табачной продукции).
Участники оборота табачной продукции должны иметь (п. 6 - 9 Правил маркировки табачной продукции):
- цифровую подпись;
- электронный документооборот для обмена электронными документами с информационной системой мониторинга;
- устройство регистрации эмиссии либо удаленный доступ к нему и оборудование, обеспечивающее нанесение средств идентификации на упаковки табачной продукции, если маркировка осуществляется участником оборота самостоятельно (только для осуществляющих ввод табачной продукции в оборот);
- сопряженные с ККТ средства сканирования и распознавания средств идентификации (только для розничной торговли).
Участникам оборота табачной продукции, осуществляющим ее маркировку (а это производители и импортеры) коды маркировки передаются в электронной форме. Средство идентификации табачной продукции наносится на упаковку в виде двухмерного штрихового кода (в случае производства на территории РФ - в местах производства или хранения продукции, импорта - до фактического пересечения государственной границы РФ).
Таким образом, никакие БСО, как в случае с КИЗ для меховых изделий, при маркировке табака не используются. Аналогичным образом (без специального физического носителя) маркируются и другие изделия, например, лекарства.
Учет кодов маркировки
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 N 577 определен размер платы за предоставление кодов маркировки для нанесения на товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации.
Она составляет 50 коп. за 1 код без учета НДС (для лекарственных препаратов из списка жизненно необходимых с предельной отпускной ценой производителя не выше 20 руб. коды маркировки предоставляются бесплатно). Плата взимается оператором системы мониторинга оборота маркированных товаров с 1 июля 2019 года.
По нашему мнению, поскольку коды маркировки не могут быть перепроданы, использованы в производстве и т.п., они не подпадают под определение материально-производственных запасов, приведенное в п. 2 ПБУ 5/01 и потому в качестве актива (в том числе НМА) к бухгалтерскому учету не принимаются (п.п. 7.2, 7.2.1, 7.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России). Кроме того, коды не имеют статуса БСО (и вообще материального носителя), поэтому их учет за балансом также не представляется целесообразным.
В таком случае в момент получения коды маркировки мы предлагаем учитывать в составе расходов на счетах учета затрат 20, 26 или 44 (с учетом специфики деятельности организации). Есть и другой вариант учета стоимости кодов в составе расходов в ситуации, когда они заказываются, например, под будущее производство. В такой ситуации затраты могут быть учтены с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов" с дальнейшим списанием на счета учета затрат по мере присвоения кодов продукции.
Кроме того, считаем, что не запрещено использовать схемы корреспонденций счетов, предназначенных для учета расходов в виде налогов и сборов, взносов на обязательное страхование, таможенных платежей и пр. обязательных платежей.
Если товары маркируются до формирования их стоимости, то затраты на получение кодов, по нашему мнению, могут быть включены в себестоимость товаров. Перечень возможных фактических затрат, связанных с приобретением товаров, содержится в п. 6 ПБУ 5/01. Таким образом, расходы на обязательную маркировку могут быть учтены в качестве накладных расходов.
Рассмотрим условный пример без привязки к конкретному виду маркируемых товаров.
Организация розничной торговли по договору поставки приобрела маркируемые товары в количестве 1000 шт. на сумму 240 000 руб., в том числе НДС 40 000 руб. Поскольку вступили в действия правила о маркировке товаров средствами идентификации, организация заказала коды в количестве 1000 шт. по 0,5 руб. за штуку. Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета подобные затраты включаются в стоимость товаров.
Бухгалтер сделал следующие проводки:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
200 000 |
Оприходован товар, поступивший от поставщика |
||
40 000 |
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком |
||
40 000 |
Предъявленная сумма НДС принята к вычету |
||
500 (1000 х 0,5) |
Стоимость кодов маркировки включена в себестоимость товара |
||
500 |
Оплачены коды маркировки товаров |
В таком случае учетная стоимость единицы промаркированного товара составит:
(200 000 руб. + 500 руб.) : 1000 шт. = 200,5 руб.
Она будет списываться в расхода на реализацию по мере продажи товаров.
Отметим, что выбранный способ бухгалтерского учета кодов маркировки (или КИЗ) следует закрепить в учетной политике организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.