Ответственность исполнителя за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг
В соответствии с п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу п. 157 Правил N 354 при предоставлении потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе также потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) может быть предъявлено к исполнителю в следующих случаях:
1) исполнитель после заключения договора управления домом своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
2) суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к Правилам N 354;
3) давление холодной или горячей воды или температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают установленным требованиям.
Давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв.см) до 0,6 МПа (6 кгс/см) (п. 3 Приложения N 1 к Правилам N 354).
Давление в системе горячего водоснабжения в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв.см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/см) (п. 7 Приложения N 1 к Правилам N 354).
Давление в системах холодного или горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С (п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут;
4) давление газа в помещении потребителя не соответствует установленным требованиям;
Давление газа должно быть от 0,0012 МПа до 0,003 МПа (п. 7 Приложения N 1 к Правилам N 354);
5) параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают установленным требованиям (см. Межгосударственный стандарт ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) "Напряжения стандартные").
Перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан (п. 3 примечаний к Приложению N 1 к Правилам N 354);
6) температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством (нормативная температура воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°С (в угловых комнатах - +20°С) п. 15 Приложения N 1 к Правилам N 354), более чем на величину допустимого отклонения температуры или если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к Правилам N 354.
Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения им мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
7) в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
8) в других случаях, предусмотренных договором.
В приведенных выше случаях потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 154 Правил N 354).
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 150 Правил N 354).
Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (см. постановления Пятого ААС от 16.09.2015 N 05АП-7991/15, Седьмого ААС от 11.02.2015 N 07АП-12658/14, Третьего ААС от 16.07.2015 N 03АП-2733/15).
Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения могут наказываться мерами уголовной ответственности, которые применяются к должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия (ст. 215.1 УК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах