Право на обжалование действий или бездействия оператора персональных данных
Гражданин вправе обжаловать действия оператора, связанные с нарушением законодательства в сфере защиты персональных данных как в административном порядке, обратившись в Роскомнадзор, так и в судебном (ч. 1 ст. 17 Закона N 152-ФЗ). При этом законодательство не устанавливает обязательного соблюдения досудебной процедуры, поэтому субъект самостоятельно решает, в какой орган ему обратиться за защитой своих прав.
Обжалование в Роскомнадзор
Роскомнадзор при рассмотрении обращений граждан руководствуется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Жалоба в Роскомнадзор может быть подана в электронном виде через "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (www.gosuslugi.ru) или через сайт Роскомнадзора либо на бумажном носителе заявителем лично или посредством почтовой связи.
Обращение гражданина составляется в произвольной форме, но при этом в обязательном порядке должно содержать (ст. 7 Закона N 59-ФЗ):
- наименование Роскомнадзора, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,
- свои фамилию, имя, отчество (при наличии),
- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и суть жалобы.
- в письменном обращении должна стоять личная подпись заявителя и дата.
Гражданин вправе приложить к своему обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Действующее законодательство не содержит оснований для отказа в приеме документов, приостановления или отказа в рассмотрении обращений граждан. Однако в некоторых случаях Роскомнадзор вправе не отвечать на обращения граждан. Согласно ст. 11 Закона N 59-ФЗ такая возможность допускается, если:
- в обращении не указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- в обращении обжалуется судебное решение. В такой ситуации жалоба в течение 7 дней со дня регистрации возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. При этом заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
- текст обращения не поддается прочтению. Если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, не позволяет определить его суть, ответ на обращение не дается, а гражданину в течение 7 дней направляется соответствующее уведомление (ч.ч. 4, 4.1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ);
- в обращении гражданина содержится вопрос, на который Роскомнадзором два и более раза давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом заявитель не приводит новых доводов или обстоятельств;
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Срок рассмотрения обращения граждан в Роскомнадзор по общему правилу составляет 30 дней с даты их регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ), который может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем гражданин уведомляется.
Обжалование в суд
Судебный способ защиты прав субъекта персональных данных реализуется по правилам гражданского судопроизводства в соответствии с ГПК РФ. Рассмотрение спора осуществляется в исковом порядке (подраздел II ГПК РФ). По общему правилу, сформулированному в ст. 28 ГПК РФ, иски подаются в районный суд (ст. 24 ГПК РФ) по месту жительства или адресу ответчика (оператора персональных данных). Однако для данной категории споров предусмотрена альтернативная подсудность, в силу которой иски о защите прав субъекта персональных данных, в том числе о возмещении убытков и (или) компенсации морального вреда, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6.1 ст. 29 ГПК РФ). Право выбора при этом принадлежит истцу.
В судебном порядке гражданин вправе требовать, помимо восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и (или) компенсацию морального вреда (ч. 2 ст. 17 Закона N 152-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).
При этом по общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В отдельных случаях законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся непосредственным причинителем вреда (например, ответственность за действия своих работников при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей несет работодатель: юридическое лицо или гражданин (п. 1 ст. 1068 ГК РФ)). Обязательство из причинения вреда (деликтное обязательство) возникает при наличии в совокупности четырех элементов: наличия убытков; факта противоправного поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; причинной связи между поведением причинителя и возникновением убытков; вины причинителя вреда. Обязанность доказывания первых трех элементов (объективных) возлагается на потерпевшего, в частности субъекта персональных данных. Вина же причинителя вреда (субъективный элемент) предполагается (презюмируется), а потому лицо, причинившее вред, должно доказать её отсутствие (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Отметим, что на практике доказать факт причинения имущественного вреда в результате противоправных действий оператора при обработке персональных данных физического лица достаточно сложно, поэтому суды, как правило, подобные иски отклоняют в связи с отсутствием доказательств. Однако взыскать компенсацию морального вреда вполне возможно. Согласно положениям ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Условия привлечения к гражданско-правовой ответственности в данном случае те же самые, при этом компенсация морального вреда не зависит от наличия или отсутствия причиненного гражданину имущественного ущерба (п. 3 ст. 1099 ГК РФ). Достаточно доказать факт противоправного нарушения прав и законных интересов субъекта персональных данных и наступление вследствие этого негативных последствий для него. Моральный вред может иметь место, в частности, в случаях нежелательного для субъекта раскрытия конфиденциальной информации (например, о состоянии здоровья, семейной жизни и т. п.) неопределенному кругу лиц; во временном ограничении или лишении субъекта каких-либо прав (например, недостоверные сведения о наличии у гражданина задолженности по кредиту, алиментным обязательствам могут являться препятствием для выезда за границу; ошибочные сведения о судимости - отказом в приеме на работу) и т.п. Однако в любом случае субъект должен представить суду доказательства, какими именно действиями (бездействием) оператора ему причинены нравственные или физические страдания и в чем они выражались, поскольку голословные утверждения субъекта о причинении ему страданий не могут быть положены в основу судебного решения.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей лица (см., определения Новосибирского облсуда от 07.11.2017 по делу N 33-10773/2017, Верховного Суда Республики Бурятия от 17.01.2018 по делу N 33-151/2018, Приморского краевого суда от 19.12.2017 по делу N 33-12651/2017, Санкт-Петербургского горсуда от 29.11.2017 по делу N 33-25475/2017, Московского горсуда от 02.08.2017 по делу N 33-0150/2017).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Персональные данные" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере обработки персональных данных
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Персональные данные
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Персональные данные" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Амировой, И. Разумовой
См. информацию об авторах