Выдача груза получателю при железнодорожной перевозке
При перевозке груза железнодорожным транспортом перевозчик выдает груз грузополучателю на железнодорожной станции назначения. О прибывших в адрес грузополучателя грузах перевозчик уведомляет его не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Груз выдается после внесения грузополучателем перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем (ст.ст. 34, 35 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), п. 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, далее - Правила выдачи грузов).
Как правило, груз выдается перевозчиком без проверки. Проверка состояния, массы и количества мест груза осуществляется перевозчиком в обязательном порядке в следующих случаях:
- прибытие груза в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;
- прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
- прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
- прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
- прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;
- выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования (ст. 41 УЖТ, п. 5.7 Правил выдачи грузов).
При приеме-выдаче грузов (кроме перевозимых в контейнерах) перевозчик и грузополучатель составляют приемосдаточный акт формы КЭУ-4 (предусмотрена приложением N 1 к Порядку ведения приемосдаточных актов на железнодорожном транспорте (утвержден приказом МПС РФ от 17.11.2003 N 72, далее - Порядок ведения актов). Выдача грузов, перевозимых в контейнерах, оформляется актом формы КЭУ-16, а грузов, сменное сопровождение и охрана которых в пути следования осуществлялась уполномоченными представителями грузоотправителя, грузополучателя, - актом формы КЭУ-5.
Приемосдаточные акты оформляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых выдается грузополучателю или уполномоченному ими лицу, а другой хранится у перевозчика (п.п. 1.2 - 1.5 Порядка ведения актов).
Во всех актах проставляются подписи перевозчика и грузополучателя или их уполномоченных представителей
Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт (ст. 42 УЖТ). Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах по форме, предусмотренной приложением 1 к Правилам составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, далее - Правила составления актов), и подписывается грузополучателем или его уполномоченным представителем, если он участвует в проверке груза, и перевозчиком.
Если для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба необходимо проведение экспертизы, перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты проведения экспертизы оформляются актом экспертизы (приложение N 8 к Правилам составления актов). Акт подписывается экспертом и другими привлеченными для проведения экспертизы специалистами, а также перевозчиком и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.
Если экспертиза проведена без участия перевозчика или грузополучателя, ее результаты являются недействительными.
В случае, если перевозчик уклоняется от вызова эксперта (или) специалиста в соответствующей области, либо если перевозчик или грузополучатель уклоняются от участия в проведении экспертизы, соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив о проведении экспертизы в письменной форме (если иная форма уведомления не предусмотрена соглашением сторон (ст. 42 УЖТ, п.п. 9.1 - 9.3, 9.5 Правил составления актов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах