Выдача груза получателю при автомобильной перевозке
В обязанности перевозчика входят доставка груза по адресу, указанному в транспортной накладной, и его выдача грузополучателю (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ), п. 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, далее - Правила перевозок). В п. 7 транспортной накладной (приложение N 4 к Правилам перевозок грузов), содержащем отметки о сдаче груза, грузополучатель отмечает в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест. Эти сведения удостоверяются подписью грузополучателя (уполномоченного лица), а также подписью водителя, сдавшего груз.
Как правило, груз принимается его получателем без проверки массы, состояния груза, количества грузовых мест. Это относится к случаям, когда груз прибыл в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей.
Масса, состояние груза, количество грузовых мест проверяются в обязательном порядке в одном из следующих случаев:
- груз доставлен в крытом транспортном средстве, контейнере и принят для перевозки без пломб;
- груз доставлен в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
- груз является скоропортящимся и доставлен с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.
При этом порядок проверки массы груза и количества грузовых мест должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления.
Перевозчик также обязан проверить массу и состояние груза, если он доставлен в поврежденной таре или упаковке либо имеются другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза. Это относится только к грузу, находящемуся в поврежденных таре или упаковке (п.п. 7 - 10 ст. 15 УАТ).
Если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза. В этих ситуациях заинтересованной стороной составляется соответствующий акт. Акт должен быть составлен в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом, а при невозможности составить его в этот срок - в течение следующих суток.
В акте должны быть указаны:
- дата и место его составления;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
- в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер;
Акт должен содержать подписи участвующих в его составлении сторон.
Если причиной составления акта послужила утрата или недостача груза, его повреждение (порча), акт составляется в присутствии водителя.
В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта с кратким описанием обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления.
Если одна из сторон отношений перевозки (в частности, перевозчик) уклоняется от составления акта, другая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта (если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования). Если лицо, участвующее в составлении акта, отказывается его подписать, в акте должна быть указана причина отказа (ч. 14 ст. 15 УАТ, пп. "в" п. 79, п.п. 80, 82 - 84 Правил перевозок грузов).
В целях определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик вправе провести экспертизу, для чего приглашаются эксперты в соответствующей области. Результаты проведения экспертизы прилагаются к акту о недостаче, повреждении (порче) груза.
В случае, если перевозчик уклоняется от вызова экспертов в соответствующей области, или перевозчик, грузополучатель уклоняются от участия в проведении экспертизы, соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза (ч. 15 ст. 15 УАТ, п. 83 Правил перевозок).
До прибытия эксперта грузополучатель обязан обеспечить надлежащую сохранность груза (п. 5 раздела 7 "Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971).
Как показывает судебная практика, требования о взыскании с перевозчика стоимости недостающего, поврежденного (испорченного) груза может быть не удовлетворено судом, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств (с учетом их оценки судом в конкретной ситуации):
- акт о недостаче, повреждении (порче) груза подписан неуполномоченными лицами;
- акт о расхождении по количеству и качеству товара, акт экспертизы составлены в одностороннем порядке без участия и уведомления другой стороны;
- в актах отсутствуют подробное описание количества, ассортимента поврежденного товара, сведения о проценте потери его качества, не описаны характер и размер имеющихся повреждений и дефектов;
- экспертиза поврежденного товара не проводилась (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N Ф07-1949/12, ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2010 по делу N А21-10385/2009, Тринадцатого ААС от 29.06.2011 N 13АП-2636/11).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах