Проверка параметров и состояния груза при его перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении
Договор перевозки устанавливается накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком (ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (далее - Конвенция).
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
- точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
- внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (п.п. 1, 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Конвенции).
Конвенция не возлагает на перевозчика обязанность по своей инициативе проверять вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения, а также содержимое грузовых мест. Однако отправитель груза вправе потребовать от перевозчика проверки этих параметров. В этом случае он обязан возместить перевозчику связанные с проверкой расходы. Результаты проверок вносятся в накладную (п. 3 ст. 8 Конвенции).
На практике проверка параметров и состояния груза имеет значение в случаях, когда при пересечении таможенной границы обнаруживается расхождение между параметрами перевозимого груза и сведениями накладной. В такой ситуации таможенный орган может поставить вопрос о привлечении перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров.
При обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности согласно этой норме суды обращают внимание на наличие вины перевозчика в совершенном правонарушении, выполнение им обязанностей, возложенных на перевозчиков положениями Конвенции, и фактическую возможность в конкретной ситуации проверить сведения о грузе.
Так, при наличии в накладной недостоверных сведений о количестве грузовых мест и отсутствии обоснованных перевозчиком оговорок перевозчик может быть привлечен к административной ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 N Ф04-3245/11). Однако, если с учетом обстоятельств перевозки у перевозчика не было разумной возможности проверить параметры груза и правильность записей, сделанных в товаросопроводительных документах, либо, если расхождение касается данных, которые перевозчик не обязан проверять (например, вес груза), основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2011 N Ф02-5028/11, ФАС Московского округа от 23.06.2011 N Ф05-5323/11).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах