Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении
Под прямым смешанным сообщением понимается перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Взаимоотношения транспортных организаций при таких перевозках и порядок организации перевозок должны определяться соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
Однако закон о таких перевозках в настоящее время не принят. Поэтому порядок организации взаимодействия между транспортными организациями при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении регулируется положениями законодательства о перевозках отдельными видами транспорта.
Перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении посвящены глава XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) и глава V Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Единым транспортным документом, на основании которого осуществляется перевозка грузов в прямом смешанном сообщении, является транспортная накладная, оформляемая на весь маршрут следования грузов (п. 1 ст. 104 КВВТ РФ, ст. 65 УЖТ). Накладная составляется по установленной форме (приложение 5 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956, далее - Правила перевозок) отправителем при сдаче груза к перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (до погрузки груза в вагон или судно) (п. 24 Правил перевозок).
Перевалка грузов (перегрузка их с одного вида транспорта на другой) при перевозках в прямом смешанном сообщении обеспечивается:
- организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах, при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;
- перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций (ст. 73 УЖТ, п. 1 ст. 112 КВВТ РФ).
Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет (п. 2 ст. 112 КВВТ РФ).
Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их различными видами транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов (п. 1 ст. 109 КВВТ РФ, ст. 75 УЖТ).
При этом сроки доставки грузов железнодорожным транспортом, исчисляемые исходя из норм суточного пробега, определяются с учетом периода времени, предназначенного для передачи грузов на другой вид транспорта, их приема с другого вида транспорта. Этот период составляет 1 сутки. При расчете срока доставки грузов в этом случае учитывается также время задержки грузов в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом, если такая задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика (пп. 5.4 п. 5, пп. 6.10 п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245).
В случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов, а также в случае нарушения общего срока доставки грузов ответственность несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. При утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов перевозчик несет ответственность перед грузополучателем. В случае просрочки доставки соответствующую претензию перевозчику вправе предъявить грузополучатель или грузоотправитель. В свою очередь, перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущены утрата, недостача, повреждение (порча) грузов или просрочка доставки груза (ст.ст. 75, 79, 120 УЖТ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах