Подача транспортных средств по договору перевозки
Пунктом 1 ст. 791 ГК РФ предусмотрена обязанность перевозчика подать отправителю груза под погрузку транспортные средства. При этом к перевозчику предъявляются следующие требования:
- транспортные средства необходимо подать в срок, установленный принятой от грузоотправителя заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок;
- транспортные средства должны быть исправны;
- транспортные средства должны находиться в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
При перевозках автомобильным транспортом предоставление перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подача транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием дает грузоотправителю право отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза, размер которого составляет 20% платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ)).
В свою очередь, грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке автомобильным транспортом таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ч. 2 ст. 10 УАТ).
Аналогичные требования предусмотрены и для перевозки иными видами транспорта. Так, при перевозках железнодорожным транспортом грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. Грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее УЖТ)).
УЖТ выделяет техническую и коммерческую пригодность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров. Техническую пригодность определяет перевозчик. Он обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления. При подаче на железнодорожный подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоенных операций (выгрузка + погрузка) перевозчик определяет техническую пригодность таких вагонов под погрузку конкретного груза.
Грузоотправители определяют пригодность в коммерческом отношении вагонов (если погрузка обеспечивается ими) и контейнеров (во всех случаях). Если погрузка обеспечивается перевозчиками, коммерческую пригодность вагонов определяют они. Под коммерческой пригодностью понимается состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке.
Если поданные вагоны, контейнеры непригодны для перевозки конкретного груза, грузоотправитель вправе отказаться от них, а перевозчик, если такие вагоны, контейнеры принадлежат ему, обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, контейнеры, признанные непригодными, из числа поданных вагонов, контейнеров исключаются, и плата за пользование ими не взимается. Если вагоны, контейнеры принадлежат не перевозчику, а иному лицу, перевозчик составляет акт общей формы. Владелец этого имущества уведомляется в установленном порядке о его технической неисправности и (или) непригодности; замена таких вагонов, контейнеров на исправные (пригодные для перевозки груза) обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на основании соответствующего договора.
Перевозчик освобождается от ответственности за невыполнение заявки грузоотправителя по причине технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, которые не принадлежат перевозчику, кроме случаев, когда техническая неисправность таких вагонов, контейнеров произошла по вине перевозчика (ст. 20 УЖТ).
При перевозках груза автомобильным транспортом пригодными для перевозки признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Требования к состоянию транспортного средства в целях перевозки определенного груза могут быть определены не только соглашением сторон договора перевозки, но и нормативными правовыми актами. Так, для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, на которые в установленном порядке выдаются санитарные паспорта (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пп. 3.4.2 п. 3.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98). Обязанность оформить санитарные паспорта возлагается на перевозчика (ст. 22 УЖТ, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.04.2005 N Ф08-992/05-413А).
Неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в количестве и на срок, которые установлены согласованной сторонами заявкой, или подача под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов, является основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки (ст. 94 УЖТ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах