Морская перевозка грузов
Договор морской перевозки груза может быть заключен как с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений, так и без такого условия. Первый из этих двух видов договора именуется чартером. Сторонами его являются перевозчик и фрахтователь (п.п. 2 - 4 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ, далее - КТМ РФ). Этот вид договора морской перевозки груза следует отличать от договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) (ст.ст. 198 - 210 КТМ РФ) и договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) (ст.ст. 211 - 224 КТМ РФ) в силу различного предмета этих договоров
Сторонами договора морской перевозки груза без условия о предоставлении для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений выступают перевозчик и отправитель. Под отправителем понимается лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени (п.п. 3, 5 ст. 115 КТМ РФ).
Договор морской перевозки груза заключается в письменной форме (п. 1 ст. 117 КТМ РФ).
После приема груза для перевозки перевозчик выдает отправителю коносамент.
Коносамент выдается перевозчиком только по требованию отправителя.
Отправитель имеет право потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного документа, подтверждающего прием груза для перевозки (п. 1 ст. 142, ст.ст. 143, 144 КТМ РФ).
Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями и должен содержать:
- наименование сторон;
- название судна;
- указание на род и вид груза;
- размер провозной платы (фрахта);
- наименование места погрузки груза;
- наименование места назначения или направления судна.
По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ РФ).
Чартер, коносамент, иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки, не являются формой договора морской перевозки груза, при отсутствии которой такой договор признается незаключенным. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться и другими письменными доказательствами (п. 2 ст. 117 КТМ РФ).
При перевозке груза на морской линии место погрузки груза определяется перевозчиком, который обязан известить отправителя о месте погрузки груза в том случае, если погрузка проводится в необычном для данного порта месте погрузки груза. При перевозке груза по чартеру перевозчик подает судно в обусловленный чартером срок в место погрузки груза, указанное фрахтователем, при этом последний должен указать безопасное и пригодное для погрузки груза место, которое судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, оставаясь на плаву, и из которого может выйти с грузом (ст.ст. 127, 128 КТМ РФ).
Соглашением сторон определяется срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время). По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). Если соответствующее соглашение сторонами не достигнуто, сталийное время, продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки (ст.ст. 130, 131 КТМ РФ).
Груз может перевозиться на палубе только в соответствии с законом, иными правовыми актами РФ, обычаями делового оборота либо в соответствии с с соглашением между перевозчиком и отправителем. О достижении такого соглашения перевозчик обязан сделать указание в коносаменте или другом документе, подтверждающем договор морской перевозки груза; в ином случае, при отсутствии других доказательств заключения такого соглашения, на перевозчика может быть возложена ответственность за утрату, повреждение груза или просрочку его доставки, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе, без учета ограничений ответственности перевозчика, предусмотренных ст.ст. 166 и 167 КТМ РФ (ст. 138 КТМ РФ).
Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон. Однако срок доставки груза не является существенным условием договора морской перевозки груза. При отсутствии соглашения сторон груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ РФ).
Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза. Соглашением сторон также может быть установлен размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), и размер платы, причитающейся фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач). При отсутствии соглашения демередж определяется согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту, а в случае отсутствия таких ставок - расходами на содержание судна и его экипажа. Диспач при отсутствии соглашения сторон о его размере исчисляется в размере одной второй демереджа (ст.ст. 132, 133, п. 1 ст. 164 КТМ РФ).
Перевозчик вправе до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки груза и требовать уплаты одной второй полного фрахта, а также платы за простой (при наличии простоя) и возмещения произведенных перевозчиком за счет груза других расходов, если стоимость погруженного груза не покрывает фрахт и другие расходы перевозчика на груз и отправитель или фрахтователь не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение (ст. 154 КТМ РФ). Отправитель или фрахтователь также вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки груза при условии уплаты перевозчику одной второй фрахта и (или) полного фрахта за рейс (в зависимости от обстоятельств, указанных в ст. 155 КТМ РФ), а также платы за простой и не включенных в сумму фрахта расходов.
Перевозка ряда грузов, помимо положений КТМ РФ, регулируется особыми правилами. Так, при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники (самоходной и несамоходной, на колесном или гусеничном ходу), железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов, а также наливных и навалочных грузов применяются Правила безопасности морской перевозки грузов (утверждены приказом Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-I/п).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах