Договор фрахтования
Перевозка грузов, пассажиров и багажа может осуществляться не только транспортом общего пользования на основании договора перевозки, но и путем заключения договора фрахтования. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения такого договора, а также форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ).
Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. Наиболее развернутое определение этих понятий содержится в п.п. 21, 22 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ). В соответствии с этими нормами фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, а фрахтователем - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Частью 1 ст. 18 УАТ определено, что на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме, предоставляется транспортное средство, которым осуществляется перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.
В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ.
Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) выделяет следующие виды договора фрахтования: тайм-чартер и бербоут-чартер. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером, оплачивать связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы, а по окончании срока действия тайм-чартера - возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 198, п.п. 1, 2 ст. 204 КТМ РФ).
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь в течение срока действия бербоут-чартера поддерживает судно в мореходном состоянии (однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца), комплектует экипаж судна, осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа, возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 211, п. 2 ст. 216, ст.ст. 217, 218 КТМ РФ).
Пункт 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) определяет, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные КВВТ РФ для грузоотправителей.
Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).
Плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).
Тема
См. также
Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров
Договор перевозки транспортом общего пользования
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах