Существенные условия договора фрахтования и его отличие от схожих договоров
Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. Так, согласно ч. 2 ст. 18 УАТ договор фрахтования при перевозке груза должен включать:
- сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- наименование груза;
- тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
- маршрут и место подачи транспортного средства;
- сроки выполнения перевозки;
- размер платы за пользование транспортным средством.
В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст. 200 КТМ РФ). В бербоут-чартере указываются наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера (ст. 213 КТМ РФ).
Несмотря на использование единого термина "фрахтование" и общее определение этого вида договора, содержащееся в ст. 787 ГК РФ, договоры фрахтования отдельных видов транспортных средств и в зависимости от объекта перевозки имеют некоторые отличия, и вместе с тем обладают общими признаками с рядом других договоров. Так, договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза имеет некоторые общие признаки с договором перевозки грузов. Сходство между ними заключается, в частности, в том, что по договору фрахтования перевозка груза выполняется силами фрахтовщика по оговоренному сторонами маршруту. Различие состоит в том, что договор фрахтования не предусматривает обязанность фрахтовщика принять от отправителя груз и по завершении перевозки выдать его получателю. Заключение договора фрахтования подтверждается не транспортной накладной, а составлением заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (притом стороны своим соглашением могут предусмотреть иной способ заключения договора фрахтования) (ч. 4 ст. 18 УАТ).
В некоторых случаях правоприменительная практика рассматривает договор фрахтования автомобильного транспорта для перевозки груза как разновидность договора перевозки (постановление Четырнадцатого ААС от 13.04.2012 N 14АП-9324/11). На наш взгляд, он все же является самостоятельным видом договора, хотя и обладает определенными чертами сходства с договором перевозки.
С другой стороны, договор фрахтования автомобильного транспорта имеет некоторые общие черты с договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, а именно: в обоих видах договоров предметом обязательства одной из сторон выступает предоставление на определенный период времени транспортного средства. Однако различия более существенные: договор фрахтования не требует индивидуализации транспортного средства, в отличие от договора аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ); он не предполагает перехода к фрахтователю прав владения и (или) пользования транспортным средством; наконец, использования транспортного средства по договору фрахтования имеет целевой характер: оно предоставляется в целях перевозки груза по определенному маршруту (постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2012 N Ф10-4304/11).
Что же касается тайм-чартера и бербоут-чартера, то по своим существенным условиям эти договоры фактически являются разновидностью соответственно договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). В качестве таковых они рассматриваются и судами (постановления Восьмого ААС от 11.02.2009 N 08АП-748/2009, Тринадцатого ААС от 13.06.2006 N 13АП-3664/06).
Относительно договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров следует подчеркнуть его основные отличия от договора перевозки пассажира: он не является публичным; маршрут перевозки может отклоняться от регулярных маршрутов; пассажир может не выступать в качестве фрахтователя и, соответственно, не являться стороной такого договора. Как и договор фрахтования для перевозки груза, договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров является самостоятельным видом договора, регулирующим отношения в области перевозок (ст.ст. 27 - 30 УАТ, ст. 104 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ), либо, применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру, разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем (без экипажа).
Закон не устанавливает единый перечень существенных условий для договоров фрахтования транспортных средств в целях перевозки пассажиров. Они могут различаться в зависимости от вида транспорта. Так, ч. 2 ст. 27 УАТ предусмотрены обязательные условия, подлежащие включению в договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу:
- сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
- маршрут и место подачи транспортного средства;
- определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
- сроки выполнения перевозки;
- размер платы за пользование транспортным средством;
- порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
При отсутствии согласованных сторонами существенных условий договор может быть признан незаключенным (постановления Пятнадцатого ААС от 28.04.2012 N 15АП-2852/12, Шестнадцатого ААС от 21.03.2012 N 16АП-223/12).
В отличие от перевозок транспортом общего пользования, плата по договору фрахтования транспортного средства определяется не на основании утвержденных тарифов, а исключительно соглашением сторон (п. 6 ч. 2 ст. 27 УАТ, п. 6 ст. 64 ВК РФ, п. 3 ст. 97 КВВТ РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах