Договор перевозки транспортом общего пользования
Перевозка транспортом общего пользования имеет ряд особенностей, касающихся правового регулирования отношений сторон договора перевозки, их прав и обязанностей.
Договор перевозки транспортом общего пользования относится к публичным договорам (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Это влечет для перевозчика обязанность предоставлять услуги по перевозке в отношении любого лица, которое к нему обратится, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги; не оказывать предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения договора перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами; устанавливать одинаковую цену договора для потребителей соответствующей категории, устанавливать другие условия договора с тем, чтобы отдельным потребителям не предоставлялись преимущества и не оказывались предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п.п. 1 - 3 ст. 426 ГК РФ).
Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является договором присоединения, то есть договором, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ, постановление Восьмого ААС от 09.04.2012 N 08АП-1851/12).
Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Эта норма соотносится с положениями п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, которыми установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения по перевозке транспортом общего пользования в целом охватывают более широкий круг вопросов, регулируемых императивными нормами законодательства, чем отношения сторон договора фрахтования, которые в значительной степени регулируются в договорном порядке.
В частности, при автобусных перевозках на вновь открываемые автобусные маршруты составляются паспорта, в которых, особенно на горных маршрутах, должны быть выделены сложные и наиболее опасные участки. Кроме того, до начала организации автобусных перевозок должно быть осуществлено в установленном порядке оформление остановочных пунктов маршрутов, а также нормирование скоростей движения, которое служит основой для составления расписания движения автобусов (п. 90 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 09.12.1970). Даже в тех случаях, когда допускаются остановки транспортных средств на маршруте регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров по их требованию, это не освобождает перевозчика от обязанности согласовывать места посадки и высадки с компетентными органами власти (ч.ч. 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ), постановление Девятого ААС от 03.11.2011 N 09АП-23212/11).
Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров автомобильным транспортом по заказу, устанавливаются фрахтовщиком, в то время как при регулярных перевозках пассажиров и багажа перевозчик вправе устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади лишь в размере, количестве, превышающем минимальные параметры, установленные законом (ч.ч. 1, 2 ст. 22, ч. 1 ст. 30 УАТ).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).
В частности, железнодорожные перевозки, а также услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к деятельности субъектов естественных монополий и подлежат ценовому регулированию путем установления тарифов. Государственное регулирование цен (тарифов) на эти виды услуг на внутреннем рынке осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Кроме того, к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ относится государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Наконец, органы государственной власти субъектов РФ вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на ряд услуг в области перевозок (п. 1 ст. 4, ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановления Правительства РФ от 10.12.2008 N 950, от 07.03.1995 N 239).
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (п. 5 ст. 64 Воздушного кодекса РФ). При этом перевозчики руководствуются Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155).
К отношениям по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования, помимо норм ГК РФ и отраслевого законодательства о перевозках, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (постановление Семнадцатого ААС от 03.02.2011 N 17АП-106/2011).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах