Узловое соглашение
Узловое соглашение устанавливает порядок взаимодействия между перевозчиками морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта и организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах, операторами морских терминалов при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой (п. 1 ст. 112 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), п. 39 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утверждены МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956, далее - Правила перевозок)).
Узловые соглашения, заключаемые между организациями железнодорожного транспорта и пароходствами (портами или пристанями), а в соответствующих случаях - между морскими и речными пароходствами (портами или пристанями), предусматривают:
- порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;
- места передачи грузов;
- сроки загрузки и разгрузки отдельных вагонов, групп вагонов и маршрутов;
- порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;
- фронты загрузки и разгрузки вагонов;
- в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под загрузку и под разгрузку;
- порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов и судов, о подаче вагонов, их готовности к уборе и т. п.;
- порядок подачи и уборки вагонов с хозяйственными грузами, прибывающими в адрес порта (пристани);
- место оформления документов;
- другие вопросы, вытекающие из местных условий работы портов (пристаней) и станций (п. 39 Правил перевозок).
Узловое соглашение, заключаемое между оператором морского терминала и перевозчиком железнодорожного транспорта, должно предусматривать следующие условия:
1) места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок на основе единого технологического процесса работы железнодорожной станции и оператора морского терминала;
2) нормативы времени на:
а) расформирование поездов, групп вагонов, подачу и уборку вагонов;
б) сортировку вагонов и других транспортных средств относительно грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей);
в) осуществление операций по приему и сдаче грузов;
г) оформление и выдачу документов;
д) подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов;
е) оборудование вагонов под погрузку грузов;
ж) погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов;
з) очистку вагонов от приспособлений для погрузки, размещения, крепления и перевозки грузов, остатков ранее перевезенных грузов;
и) осмотр вагонов и других транспортных средств в части их пригодности в коммерческом отношении и технической пригодности для погрузки грузов;
3) порядок расчетов между сторонами узлового соглашения;
4) особые условия, влияющие на осуществление погрузки грузов в вагоны, выгрузки грузов из вагонов и выполнение других работ и операций (метеорологические условия, сменность работы и другие).
Стороны могут включить в это соглашение и иные условия (ч. 4 ст. 27 Закона о морских портах).
Узловое соглашение заключается сроком на пять лет. Оно может быть полностью или частично изменено (пересмотрено) по предложению одной из сторон до истечения срока действия такого соглашения в случае, если у стороны соглашения изменилось техническое оснащение или технология проведения работ (п. 2 ст. 112 КВВТ РФ, ч. 3 ст. 27 Закона N 261-ФЗ).
Узловое соглашение следует отличать от договора перевалки груза (ст. 20 Закона о морских портах), на основании которого оператор морского терминала оказывает услуги по перевалке грузов. Такой договор может быть заключен не только с перевозчиком, но и с грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), экспедитором, а также с любым другим физическим или юридическим лицом. Договор перевалки груза, в отличие от узлового соглашения, может не предполагать долговременный характер взаимоотношений сторон и определять порядок взаимодействия при единовременном оказании услуги. Каких-либо требований к сроку, на который может быть заключен такой договор, закон не содержит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах