Тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии по договору энергоснабжения (теплоснабжения)
Услуги по передаче электрической и тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, одним из методов регулирования которой является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) (далее - тарифы) или их предельного уровня (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Так, ФАС России устанавливает тарифы на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в отношении электросетей, принадлежащих территориальным сетевым организациям, - предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Органы тарифного регулирования субъектов РФ ежегодно устанавливают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), п.п. 2, 12, 26 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).
Для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, устанавливаются одновременно в двух вариантах:
1) одноставочный тариф в расчете на 1 кВт/час электроэнергии, учитывающий стоимость нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электросетям;
2) двухставочный тариф, учитывающий расходы на содержание электросетей и оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по сетям.
Причем потребители, как правило, вправе сами выбрать тариф, по которому они будут рассчитываться за услуги по передаче электроэнергии в очередном периоде регулирования (период не менее 12 месяцев, на который рассчитываются тарифы), направив об этом письменное уведомление сетевой организации или гарантирующему поставщику (энергоснабжающей, энергосбытовой организации), если он действует в интересах этих потребителей при передаче электроэнергии. Уведомление должно быть направлено в течение 1 месяца со дня официального опубликования решения органа тарифного регулирования субъекта РФ об установлении соответствующих цен (тарифов). С некоторыми категориями потребителей расчеты за услуги по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, производятся только по двухставочному тарифу. К ним относятся:
- потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителей электроэнергии;
- потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью);
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, действующие в интересах указанных выше потребителей.
Однако потребители, имеющие право выбора между одноставочным и двухставочным тарифами, вправе выбрать двухставочный тариф на услуги по передаче электроэнергии только при условии, что их энергопринимающие устройства оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электроэнергии по часам суток. Такой выбор тарифа может быть сделан в том числе в течение периода регулирования (абз. восемнадцатый п. 2, п. 81 Основ ценообразования в электроэнергетике).
При отсутствии уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования (п. 81 Основ ценообразования в электроэнергетике).
Поскольку тарифы на услуги по передаче электроэнергии являются регулируемыми, потребители этих услуг и сетевые организации не вправе самостоятельно изменять величины ставок утвержденных тарифов, например, уменьшать их на сумму оплаты технологического расхода (потерь) в электрических сетях (п. 2 раздела "Судебная коллегия по экономическим спорам" Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах