Какие условия недопустимо включать в договоры с потребителями
С 1 сентября 2022 года в Законе о защите прав потребителей будет закреплен конкретный перечень условий, которые признаются ущемляющими права потребителей и не могут включаться в договоры с гражданами (являются ничтожными). Часть из этих запретов вытекает из общих положений гражданского законодательства, а некоторые были выработаны правоприменительной практикой. Перечень является открытым - недопустимыми могут быть признаны и другие условия, нарушающие обязательные правила в области защиты прав потребителей.
Положения, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, будут распространяться в том числе на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 1 сентября 2022 г.*(1).
Нарушение запрета на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Новая редакция ст. 16 Закона о защите прав потребителей относит к числу недопустимых следующие условия.
Что запрещено |
Примечание |
Нарушать право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг): - обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других, если такая возможность не предусмотрена законом; - выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату без согласия потребителя |
Возможность дифференциации условий договора в зависимости от приобретения потребителем дополнительных услуг предусмотрена, например, Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (см. ч. 2.2 и 10 ст. 7 этого закона, п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146). Потребитель вправе отказаться от оплаты дополнительных работ (услуг), выполненных (оказанных) без его согласия, а если они оплачены - требовать возврата уплаченной суммы |
Исключать или ограничивать ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации (индивидуального предпринимателя), импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом. Уменьшать размер законной неустойки |
Данный запрет корреспондирует п. 2 ст. 332, п. 2 ст. 400 ГК РФ и распространяется как на размер, так и на основания ответственности (см. п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей) |
Ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав, в том числе в выборе вида требований, которые могут быть предъявлены при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества. Ставить удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от обстоятельств, не связанных с этими недостатками |
Виды требований, которые потребитель вправе предъявить в связи с недостатками товара (работы, услуги), определены п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей |
Ограничивать право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг) |
Речь идет о праве потребителя на оплату товаров (работ, услуг) в наличной форме или с использованием национальных платежных инструментов (ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей) |
Закреплять за контрагентом потребителя право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий (в том числе предмета, цены, срока), кроме случаев, когда законодательством предусмотрена возможность включения в договор такого условия. Устанавливать не предусмотренные законодательством основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора) |
Данные положения корреспондируют п. 2 ст. 310 ГК РФ. Законодательство не исключает возможности одностороннего изменения условий договора, улучшающего положение потребителя (см., например, части шестую и седьмую ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности"). Односторонний отказ продавца (исполнителя) от исполнения публичного договора допускается лишь в связи с нарушением договора со стороны потребителя и при условии, что право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида (см. п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49) |
Устанавливать штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации потерпевшим права на односторонний отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) |
См. также п. 6 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016 |
Ограничивать процессуальные права потребителя: - устанавливать обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом; - ограничивать право потребителя на выбор территориальной подсудности споров; - возлагать на потребителя бремя доказывания определенных обстоятельств, если это не предусмотрено законодательством |
Запрет на установление договором обязательного досудебного порядка урегулирования споров согласуется с действующей в настоящее время редакцией ГПК РФ, которая не связывает с таким условием какие-либо процессуальные последствия (см. ч. 4 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 135 и абзац второй ст. 222 Кодекса). Законом обязательный досудебный порядок урегулирования предусмотрен, в частности, для споров с участием потребителей финансовых услуг. См. также п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18, п. 26, 28 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 |
Помимо закрепления перечня недопустимых договорных условий, с 1 сентября продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) будет запрещено отказывать потребителям в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора по мотиву отказа потребителя предоставить персональные данные. Исключением могут быть случаи, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством или непосредственно связана с исполнением договора.
На случай нарушения этого правила установлена административная ответственность (ч. 7 ст. 14.8 КоАП РФ).
______________________________
*(1) Действующая редакция ст. 16 Закона о защите прав потребителей содержит общую норму о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя, а также запрещает навязывать потребителю дополнительные товары (работы, услуги) и обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах