Расходы на доставку работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом (в целях налогообложения прибыли)
Из положений п. 26 ст. 270 НК РФ следует, что организация вправе включить в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на оплату проезда работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом, только если:
1) доставка обусловлена технологическими особенностями производства (связана с режимом работы предприятия, транспортной системы, удаленностью производства от жилья и т.д.). Иными словами, сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно. Причем эти расходы учитываются на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
К технологическим особенностям производства, при которых работники не могут добраться до места работы и обратно, например, относятся:
- круглосуточный режим сменной работы в связи с непрерывностью производственного процесса;
- расположение производства в промзоне, в которой отсутствуют регулярные маршруты общественного транспорта;
- удаленность производства от жилого массива;
- режим работы предприятия, не совпадающий с расписанием движения общественного транспорта;
- интервалы в движении общественного транспорта, из-за которых невозможно своевременное прибытие к началу рабочей смены;
- недостаточная пропускная способность общественного городского маршрута для перевозки пассажиров, работающих на предприятиях, расположенных на данной территории.
2) обязанность работодателя организовать доставку сотрудников закреплена в трудовых или коллективном договорах. Тогда расходы на трансферт работников учитываются на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.
В одних письмах специалисты Минфина России разъясняют, что должны выполняться одновременно оба условия. Если хотя бы одно из них не соблюдено, то организация не вправе учесть произведенные затраты для целей налогообложения прибыли (см. письма Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/778, от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, от 04.12.2006 N 03-03-05/21). В арбитражной практике поддерживается эта позиция (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 N Ф07-8924/13, ФАС Московского округа от 29.02.2012 N Ф05-10937/11). В одном из разъяснений Минфина России содержится даже вывод о том, что расходы организации по доставке сотрудников на работу и обратно до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
В других разъяснениях специалисты Минфина России пришли к выводу, что расходы, связанные с перевозкой сотрудников к месту работы и обратно, учитываются при налогообложении в случае, когда они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (см. письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/810, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777).
В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-03-06/1/18 разъяснено, что выплаты работникам компенсаций их расходов на проезд не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщиком организован специальный маршрут автобуса, доставляющий сотрудников к месту работы.
По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.01.2017 N 03-03-06/1/80079, расходы налогоплательщика по договору с транспортной организацией, осуществляющей перевозку работников до места работы и обратно по согласованному маршруту, могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в случае если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует, а также при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ.
Если расходы на доставку сотрудников не обусловлены технологическими особенностями производства и (или) не предусмотрены трудовыми (коллективным) договорами, они не учитываются в целях налогообложения прибыли. При этом подобные затраты нельзя включить и в состав расходов на оплату труда, ведь они не предусмотрены ни трудовыми, ни коллективными договорами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах