Налоговый учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций
В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. К ним в пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ отнесены потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
К таким потерям, в частности, относятся:
- стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества);
- расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;
- потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями;
- расходы на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий и т.д.
См. также письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190.
Таким образом, расходы (убытки) в виде остаточной стоимости пришедших в негодность вследствие пожара объектов ОС, определенной по данным налогового учета, могут быть учтены при расчете налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 29.12.2015 N 03-03-06/1/77005).
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации по этим ОС, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. А вот расходы, связанные с восстановлением частично разрушенного в связи со стихийным бедствием объекта недвижимости, по мнению Минфина, необходимо включить в первоначальную стоимость такого объекта недвижимости и учитывать для целей налогообложения путем начисления амортизации по данному объекту недвижимости (см. письмо от 15.10.2012 N 03-03-06/2/115).
Для признания убытков и затрат для целей налогообложения необходимо документально подтвердить факт возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), нахождение соответствующего имущества в их зоне, провести инвентаризацию фактического наличия имущества. При этом пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ не связывает право налогоплательщика на отнесение таких убытков к внереализационным расходам ни с фактом неустановления лица, виновного в них, ни с конкретной причиной произошедшего события. Поэтому если имеется в наличии заключение соответствующих государственных структур, то потери от чрезвычайных ситуаций можно учесть в составе внереализационных расходов в периоде их выявления на основании акта инвентаризации. Указанных документов вполне достаточно для выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ о документальном подтверждении расходов.
Если в дальнейшем виновные в возникновении пожара, аварии и т. п. будут установлены, суммы полученного от них возмещения ущерба должны быть включены в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691.
В письме Минфина России от 29.12.2015 N 03-03-06/1/77005 разъяснено, что конкретно при пожаре должны быть оформлены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания. Кроме того, материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.
Ранее контролирующие органы неоднократно высказывали мнение о необходимости и других оправдательных документов. Например, справки о закрытии уголовного дела, которая документально подтверждает факт отсутствия виновных лиц (см. письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18 и письма УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190, от 15.01.2007 N 19-11/2462).
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. В отношении некоторых видов внереализационных расходов законодателем четко определена дата их учета (п. 7 ст. 272 НК РФ). Однако дата признания расходов в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций в ст. 272 НК РФ не конкретизирована. Соответственно, в отношении такого рода потерь следует руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах