Освобождение от налогообложения НДС организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства
В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. К ним относятся услуги:
- по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;
- по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
- по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950@, Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);
- по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;
- по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Ранее формулировка этого подпункта содержала термин "учреждения", из чего налоговые органы делали вывод о том, что льгота распространяется только на учреждения культуры и искусства, то есть на некоммерческие образования. Далее формулировка была изменена Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ и от 21.11.2011 N 330-ФЗ: сначала термин "учреждения" был заменен на словосочетание "некоммерческие организации", а потом было убрано и слово "некоммерческие". В письме Минфина России от 17.02.2012 N 03-07-15/18 разъяснено, что с 1 октября 2011 года от налогообложения НДС освобождаются поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. Однако и до 1 октября 2011 года в судебной практике споры решались в пользу налогоплательщиков - коммерческих организаций (см. определения ВАС РФ от 18.11.2010 N ВАС-14932/10, от 15.03.2010 N ВАС-2738/10, от 11.03.2010 N ВАС-2736/10). Суды исходили из того, что право на применение налогоплательщиками льготы обусловлено не их организационно-правовой формой, а сферой деятельности и характером оказываемых услуг.
В письме Минфина России от 05.09.2013 N 03-07-07/36541 разъяснено, что услуги по показу концертных программ, оказываемые начиная с 1 октября 2013 года организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе иностранными концертными организациями на территории России, освобождаются от НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Это относится и к театральным постановкам (см. письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-07-08/47399).
По мнению налоговых органов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714), подтверждением принадлежности организации к сфере культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.
Для применения льготы по реализации входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия необходимо:
1) чтобы реализуемые билеты составлялись по форме, утвержденной как бланк строгой отчетности;
2) организация, их реализующая, являлась бы, организацией сферы культуры и искусства, например, библиотекой, музеем, выставкой, парком культуры и отдыха и пр.
Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться всеми учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) (п. 1 Приказа N 257).
Налоговые органы также считают необходимым использование форм, утвержденных Приказом N 257, в целях подтверждения обоснованности применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714). Кроме того, ранее специалисты Минфина России (смотрите, например, письма от 23.06.2006 N 03-01-15/5-448, и от 31.03.2005 N 03-04-11/70) поясняли, что установленную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ льготу, можно применять лишь при условии обеспечения учета билетов, как бланков строгой отчетности. Если же организация выдает посетителям входные билеты, не утвержденные в качестве БСО, имеются налоговые риски в части применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Обратите внимание, что реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий через автоматизированную информационную систему освобождается от налогообложения НДС при условии соблюдения требований к реализованным билетам, установленным вышеуказанными Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, и Приказом N 257 (см. письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-07/30183).
Отметим также, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, объектом налогообложения НДС не признается. То есть реализация услуг в сфере культуры, оказываемых перечисленными учреждениями на таких условиях, вообще не является объектом обложения НДС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах