Освобождение от НДС реализации билетов на спортивно-зрелищные мероприятия и предоставления в аренду спортивных сооружений для таких мероприятий
Согласно пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.
Минфин России в письме от 14.05.2012 N 03-07-07/50 пояснил, что при решении вопросов об освобождении от налогообложения НДС в таких ситуациях следует руководствоваться Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также ОКУН (ОК 002-93) (до 1 января 2017 года). Полагаем, что с 1 января 2017 года для этих целей следует использовать ОКПД 2, введенный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Для правомерного применения льготы по реализации входных билетов налогоплательщиком должны быть соблюдены условия:
1) Билеты (абонементы) реализованы организациями физической культуры и спорта. Критерием для отнесения компании к физкультурно-спортивным организациям являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны предмет и цели деятельности. Подтвердить такую принадлежность возможно и через присвоение соответствующего кода ОКВЭД 2, введенного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
2) Мероприятия, на которые продаются билеты (абонементы), относятся к спортивно-зрелищным. Определить принадлежность мероприятий к определенной сфере можно с помощью ОКПД 2. Услуги в области спорта приведены в группировке 93.1.
3) Форма билета (абонемента) утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Полагаем, что в данном случае может быть использована форма бланка билета, утвержденная приказом Минфина России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257), разработанная для любых мероприятий, проводимых учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.). Про организации сферы спорта в Приказе N 257 ничего не сказано. Поэтому, на наш взгляд, билеты на спортивные мероприятия могут также оформляться на бланках строгой отчетности, содержащих обязательные реквизиты и утвержденных самой организацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Отметим, что услуги по доставке и бронированию билетов на спортивно-зрелищные мероприятия от обложения НДС не освобождаются (см. письмо Минфина России от 04.02.2013 N 03-07-07/2235).
Освобождение от уплаты НДС по второму основанию, приведенному в пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, связано с предоставлением в аренду спортивных сооружений для конкретной цели - проведения спортивно-зрелищных мероприятий, а также для подготовки к указанным мероприятиям. НК РФ не содержит перечня объектов, которые относятся к спортивным сооружениям. Полагаем, что при отнесении того или иного объекта к числу спортивных сооружений следует руководствоваться ОКОФ, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст. Перечень объектов, относимых к спортивным сооружениям, приведен в этом классификаторе под кодом 220.42.99.12 "Сооружения для занятий спортом и отдыха".
НК РФ также не разъясняет, что следует понимать под подготовкой к мероприятиям. В Пояснительной записке к Федеральному закону от 19.07.2011 N 245-ФЗ, которым внесена рассматриваемая норма в пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, отмечено, что целью законодателя являлось урегулирование вопроса освобождения от налогообложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений на время подготовки к проведению данных мероприятий (на время монтажа оборудования и тренировок в этих спортивных сооружениях). Можно сделать вывод, что передача спортсооружений в аренду как на время тренировок перед соревнованиями, так и на период установки необходимого оборудования для них освобождается от НДС.
Реализация входных билетов (абонементов) на спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий не лицензируются. Поэтому для применения льготы, предусмотренной пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, наличия лицензии не требуется (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах