Освобождение от НДС услуг по перевозке пассажиров
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация услуг по перевозке пассажиров:
- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). К услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям и по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех утвержденных льгот на проезд;
- морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Федеральным законом от 06.04.2015 N 83-ФЗ приостановлено с 1 января 2015 года до 1 января 2030 года действие положения абзаца третьего пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Вместо освобождения к таким услугам по 31 декабря 2029 года включительно применяется нулевая ставка НДС на основании пп. 9.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Вокзалы, непосредственно не занимающиеся перевозкой пассажиров, а лишь организующие продажу билетов и движение автобусов по маршруту в соответствии с расписанием, не вправе применять льготу, предусмотренную пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. постановления ФАС Поволжского округа от 24.10.2012 N Ф06-7505/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.02.2005 N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2006 N Ф04-3480/2006(23438-А27-3) и др.).
Положениями пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не определены конкретные виды транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. По общему правилу к транспорту общего пользования следует относить, в том числе, общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси), метрополитен, легковое такси. При этом деятельность по перевозке пассажиров легковым и маршрутным такси не подпадает под льготу в силу прямого указания в пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Если при перевозке используются автобусы малой вместимости, то возможность применения льготы будет зависеть от режима использования данного транспортного средства. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.04.2007 N Ф08-1827/2007-770А отмечено, что маршрутные перевозки автобусами малой вместимости являются услугами по перевозке транспортом общего пользования и не являются услугами маршрутного такси, а следовательно, объектом обложения НДС. Если же деятельность по перевозке пассажиров осуществляется автобусами малой вместимости в режиме маршрутного такси, то льгота, предусмотренная пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, не применяется (см. постановление ФАС Московского округа от 15.01.2004 N КА-А41/10807-03).
Минфин России в письме от 16.11.2004 N 03-04-11/207 разъяснил, что освобождение от налогообложения транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров, согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, не зависит от формы оплаты услуг. Освобождение от обложения НДС транспортных организаций, осуществляющих услуги по перевозкам пассажиров, производится независимо от формы их оплаты, в том числе при оплате за счет субсидий, выделяемых им из соответствующих бюджетов, и за счет средств, выделяемых из соответствующих бюджетов в рамках заключенных государственных (муниципальных) контрактов на осуществление перевозок пассажиров (см. постановление ФАС Уральского округа от 04.02.2010 N Ф09-216/10-С3). В письме Минфина России от 20.08.2015 N 03-07-11/48204 также подтверждается, что денежные средства, полученные из бюджета в виде компенсации недополученных доходов при оказании освобождаемых от НДС услуг по перевозке граждан городским пассажирским транспортом общего пользования не облагаются НДС.
При соблюдении определенных условий применение льготы возможно и в отношении коммерческих перевозок. В частности, в письме от 05.06.2009 N 03-07-11/152 специалисты Минфина России разъяснили, что если при осуществлении коммерческих перевозок пассажирам предоставляются такие же льготы, как и при осуществлении перевозок по муниципальному заказу, а тарифы на оба вида перевозок утверждаются субъектом РФ, налогоплательщик вправе применять освобождение от налогообложения НДС в отношении всего объема услуг по перевозке пассажиров.
Если право на бесплатный проезд, предоставленное отдельным категориям граждан, заменяется денежными выплатами, то это не является отказом от применения льготы. Минфин России в письме от 17.11.2009 N 03-07-07/75 подтвердил, что замена натуральных льгот по оплате проезда денежными выплатами отдельным категориям граждан по существу является предоставлением льготы на проезд. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом по единым тарифам, в рассматриваемой ситуации имеют право на освобождение от уплаты НДС.
Одним из условий применения льготы по НДС согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ является установление органом местного самоуправления единого тарифа на перевозку пассажиров городским транспортом. Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы только на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"). Если перевозчик не является муниципальным предприятием или учреждением, то при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортом тарифы на проезд должны устанавливать для них органы исполнительной власти субъектов РФ (региональные власти). Такой вывод следует из постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Утверждение тарифов субъектом РФ не является основанием для отказа в применении льготы, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку требование о государственном регулировании цен и тарифов на услуги по перевозке пассажиров в данном случае соблюдается (см. письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-07-11/152, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3480/2006(23438-А27-3), от 12.04.2006 N Ф04-2103/2006(21286-А27-33)).
В письме Минфина России от 06.04.2016 N 03-07-11/19523 рассмотрена ситуация, когда часть регулярных маршрутов была отнесена к регулярным маршрутам с нерегулируемым тарифом (но с сохранением льгот). Конкретного ответа на вопрос налогоплательщика в нем нет, но напрашивается косвенный вывод, что перевозки по нерегулируемым тарифам должны облагаться НДС.
По мнению ФНС России (письмо от 08.11.2016 N СД-4-3/21122@), при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении, в том числе по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещенном ПДД месте (за исключением такси, в том числе, маршрутного), по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, применяется освобождением от налогообложения НДС.
Налогоплательщик не может отказаться от льготы, предусмотренной пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. Для применения указанной льготы необходимо наличие лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ, пункты 24, 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Обратите внимание, при совершении операций, не подлежащих налогообложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. При оказании платных услуг непосредственно населению на основании п. 7 ст. 168 НК РФ оформляются расчетные документы и выдаются покупателю (физическому лицу) кассовый чек или иной документ установленной формы. Кроме того, продавец может не составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах